Сообразили на троих
В Алматы открылась выставка семьи Бапановых - художников, давно ставших национальным брендом страны.
И если Сауле (на снимке) продемонстрировала свои традиционные гобелены, войлоки и другие текстильные работы, то ее мужа Алибая и сына Агына публика узнала с весьма неожиданной стороны.
Алибай в свое время окончил Строгановское училище в Москве, но решил вместе с женой заняться возрождением текстильного искусства в Казахстане и преуспел в создании настоящих картин из разноцветных нитей. На этот раз художник создал серию работ с вкраплениями старинных тканей.
- Моя дочь - дизайнер одежды, и она часто использует старинные ткани, вышивку, детали одежды для создания своих нарядов, - говорит Алибай Бапанов. - У нее остаются очень красивые кусочки, обрезки. Я не придумываю специально картину, просто кладу эти тряпочки на холст и сразу вижу какой-то образ.
Такое вот безотходное семейное производство. В итоге мы видим то бая в богатом чапане, то изысканную женскую фигуру. Затейливость ткани и лаконичность обрамления создают потрясающий эффект.
А вот Агын впервые показывает свои работы широкой публике. Дело в том, что родители, конечно, видели в нем продолжателя династии и даже имя дали соответствующее - Агын, что означает “течение”, то есть продолжение и развитие рода. Но в начале девяностых Сауле и Алибай испугались, что семья из четырех художников просто не выживет. Да и Агыну было интересно попробовать себя в других профессиях. После окончания художественного училища он получил еще и экономическое образование. Какое-то время работал маркетологом. Но потом творческое начало все же взяло свое. Теперь он выставляется с родителями на равных, и возле картин Агына в восхищении замирают самые взыскательные искусствоведы.
- Наверное, это реклама оставила такой след, - говорит Агын. - Я стараюсь не прятать от зрителя идею, не зашифровывать ее, а сделать максимально выпуклой.
Любимый персонаж работ, выполненных в сложной технике, совмещающей живопись и фотографию, - это мотоцикл. Причем зачастую он играет роль коня.
- Традиционный казахский транспорт - это лошадь, а мотоцикл - современная реинкарнация животного, - поясняет художник. - Я сам люблю ездить на мотоцикле, хотя он у меня довольно скромный. В любом случае железный конь не отделяет тебя от окружающего мира, как машина, но добавляет скорости и адреналина. Ощущение жизни становится ярче.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы