4224

Рейхстаг пал перед... “Дударай”

Мапруза поет возле Рейхстага.

Знала ли любимая певица семейчан Мапруза УТУЛЕНОВА, что споет легендарную песню “Дударай”, которую ее прабабушка Мария РЕКИНА посвятила своему любимому Дуйсену, у… подножья Рейхстага в Берлине?!

- Не знаю, что этим хотела сказать съемочная группа, - смеется Мапруза. - Может, дело в том, что Рейхстаг, на который в 1945 году советские воины водрузили Крас­ное знамя, стал символом окончательной победы над фашизмом. А песня “Дударай” - символ победы любви дочери русских переселенцев Марии Егоровны Рекиной и казахского юноши Дуйсена.
После того как наша газета рассказала об удивительной истории любви Ромео и Джульетты из степей Северного Казахстана (см. “Полюбила Мария Дудара”, “Время” от 4.5.2011 г.), Мапрузу Утуленову пригласили в Германию на съемки фильма о ее прабабушке. Десять дней в Берлине пролетели как одно мгновение.
- Немцы так живо реагировали, восторгались как дети. Спрашивали разрешение прикоснуться ко мне как к частичке ожившей легенды! - со смехом рассказывает Мапруза. - Если быть точной, я правнучатая племянница Марии Рекиной. Она и моя прабабушка Татьяна - родные сестры. Для их отца Егора Рекина, вольного казака с Дона, в конце XIX века степи Сарыарки стали второй родиной. Тут появились на свет его девять детей. Все они бегло говорили на казахском языке. А Маша еще и виртуозно играла на домбре, прекрасно пела и сочиняла остроумные куплеты. Свою главную пес­ню, ставшую гимном любви, она посвятила простому казахскому парню Дуйсену, в которого влюбилась без памяти. Мария его называла Дударай, что в переводе Кудряш. Ее любовь не была безответной. Но родителей влюбленных ужасала сама мысль, что дети могут связать свою жизнь с иноверцами!
Маленькой Мапрузе ее бабушка рассказывала, что непокорная Мария сбежала из родительского дома в степь. Тогда и родились строки, полные любви и отчаяния. Позже их на русский язык перевел сам Сакен СЕЙФУЛЛИН: “Зовусь я Мария. Егорова дочь. Один, Дударай, ты мне можешь помочь! А если покинешь за то, что чужая, пускай меня скроет могильная ночь!” Когда до Дуйсена долетела песня, он тут же бросился на зов любимой. Вместе влюбленные скитались по степям, мужественно перенося голод и холод. Их самоотверженность одержала победу над предрассудками. Родственники сыграли им свадьбу. Кстати, все дети Рекиных связали свою судьбу с казахами, в том чис­ле и прабабушка Мапрузы Татьяна. Вот только счастье Дуйсена и Марии было недолгим. Новобрачная овдовела в 18 лет, но до конца жизни так и не смогла забыть своего Кудряша.
Мария Рекина и ее песня “Дударай” в советское время стали символами дружбы казахского и русского народов. Ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. Марьям Жагоркызы (так ее называли в народе) умерла в начале 50-х годов, задолго до рождения своей правнучатой племянницы Мапрузы Утуленовой, которая так же, как и она, удостоилась звания заслуженного деятеля искусств РК!
- Бабушка так захватывающе рассказывала о Марии и ее Дударае, что я твердо решила стать певицей, - улыбается Мапруза.
Уже в 16 лет ее пригласили занять место солистки знаменитого ансамбля этнографических инструментов “Шетер”, гастролировавшего по всему миру. Когда Мапруза приехала с концертом в Колгаржинский район Акмолинской области, где всю жизнь прожила ее прабабушка Мария Рекина, она встретила своих самых восторженных поклонников. Юную певицу обступили пожилые люди, которые выглядели как русские, но говорили на чистом казахском. Они не могли отвести от нее завороженных взглядов и все приговаривали: “Надо же, какое сходство с нашей Марьям! Лицом - бела, глаза - голубые, волосы - русые! А голос - сильный, глубокий, прямо созданный для исполнения русских народных песен!”
- Генетика! - улыбается Мапруза. - Хотя у меня всего 25 процентов русской крови.
После ее поездки в Германию успело пройти четыре года, но она так и не увидела фильм о своей знаменитой прабабушке. “Немцы давали свои контактные данные. Говорят: пишите, интересуйтесь, когда выйдет фильм. А я потеряла... Может, снова ваша газета поможет нам найти друг друга?” - вздыхает Мапруза.
За это время где только не успела спеть “Дударай” лауреат международных и республиканских фестивалей и участница правительственных концертов! Не так давно гимн любви Сарыарки в исполнении Мапрузы услышали в Монголии и Китае, где считают эту песню народной.
- Это высшая оценка для любого творения! Если песня живет в народе, она не умрет! - уверена певица.
А в августе “Дударай” долетела до Франции.
- Это был просто подарок судьбы,- светится Мапруза. - У нас в этом году двойной юбилей. 70 лет городской филармонии, где я работаю. И 90 лет со дня выступления Амре КАШАУБАЕВА, имя которого носит наша филармония, на этнографическом концерте на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже (ЭКСПО-1925). Надо же было так совпасть, чтобы мы именно в этот момент прошли жесткий конкурс­ный отбор для участия в юбилейном 140-м Международном фестивале народов мира во Франции!
Ансамбль старинных народных инструментов “Кербез” Семейской филармонии с солисткой Мапрузой Утуленовой, а также танцевальные коллективы из Астаны и Павлодара на этом фестивале стали единственными представителями постсоветского пространства.
- У меня первая мысль - едем во Францию, значит, надо учить песню на французском! - делится Мапруза. - Но мне сказали: ни в коем случае! Мол, вы едете, чтобы показать то, чем богат ваш народ - не только песни, но и обычаи, традиции. Когда мы выходили на французскую сцену в первый раз, очень боялись: как нас примет
публика? Ведь перед нами так зажгли колумбийские танцоры, что ух! А у нас домбра, жетиген (казахский древний щипковый инструмент)… Знаете, нас так внимательно слушали, как никогда раньше! В результате именно Казахстан произвел на французов самое сильное впечатление. Кроме всего прочего высоко оценили богатство наших национальных костюмов. Ну еще бы, это вам не набедренные повязки!
Семейская певица не скрывает своего разочарования Парижем.
- Столько было ожиданий - в первый раз в Париже! Ну да, видели мы Эйфелеву башню и другие достопримечательности. Но мне показалось, что атмосфера, которая царит в столице Франции, ничем не отличается от других западных городов... Зато в трех французских древних городках, где проходил фестиваль - Блане, Конфоле и Кюганте, совсем другой дух. Их жители, истинные французы, очень дружелюбные, улыбчивые, общительные. Им не надо бороться за место под солнцем. Они полностью довольствуются тем малым, что у них есть. Единственное, чего им не хватает, - общения. Поэтому было так много желающих в провинции пройти кастинг, чтобы заслужить право принимать у себя в семье участников фестиваля из других стран.
Мапруза с улыбкой вспоминает, как одна из семей, где их поселили, основательно подготовилась -
все домочадцы в телефоны закачали приложения с казахско-французским разговорником. А потом долго удивлялись, когда услышали, как Мапруза разговаривает с земляками на русском: “Так вы на самом деле - русские!”
- Пришлось объяснять, что у нас в Казахстане многие разговаривают на двух языках. А вообще, французов интересует абсолютно все: пером какой птицы у меня украшена шапочка, почему у домбры две струны, ну и, конечно, история любви Марии и ее Дударая!
У Мапрузы вызывает недоумение предложение председателя Гражданского альянса Казахстана Нурлана ЕРИМБЕТОВА запретить изображать государственную символику на обертках шоколадок, потому что они легко рвутся.
- Только я одна привезла во Францию тридцать плиток шоколада “Казахстан”. А нас было много! Отличный сувенир для иностранцев. Почему сразу “рвут и пачкают”? Сама видела, как их коллекционируют!
В Семей из Франции Мапруза с коллегами вернулась с множеством сувениров от новых друзей и приглашением принять участие в следующем туре всемирного фестиваля, который пройдет в январе в Бразилии. Вот только, как всегда, все упирается в денежный вопрос. Только на дорогу нужно не меньше полумиллиона тенге. Мапруза надеется на поддержку городских властей и спонсоров. Но… не для себя.
- Да, нелегко собрать такую сумму. Но мы все состоявшиеся артисты. Можем, хоть и немного, подзаработать на свадьбах. А вот в одном с нами здании находится клуб глухих. Там очень талантливые ребята! Но для них большая проблема выехать на конкурс или соревнование даже в пределах Казахстана.
Поэтому Мапруза никогда не упускает возможности помочь неслышащим артистам. Вот и на фестивале для людей с ограниченными возможностями “Вместе мы - большая сила!” она поет на скромной сцене вместе с Жупар Тенебековой. Мапруза - голосом. Жупар - жестами. А в финале концерта самой известной певице Семея дают грамоту, как самому любимому и верному спонсору клуба глухих. Этот листочек займет почетное место в ее наградах рядом с сертификатами из Франции за высокое мастерство.

Милана ГУЗЕЕВА, фото из личного архива Мапрузы УТУЛЕНОВОЙ, Семей

Поделиться
Класснуть