...А олени лучше!
Белая олениха Вера считается символом удачи.
В Алматы приехал цирк из Якутии. Битва шаманов, опасные трюки под куполом и дрессированные олени, песцы и лисы не дадут зрителям скучать.
В основу истории шоу “Тепло вечной мерзлоты” лег северный эпос сродни шекспировской трагедии “Ромео и Джульетта”. Двое влюбленных Алхе и Бизила относятся к противоборствующим семьям шаманов и им предстоит пройти немало испытаний. Программа пропитана мистицизмом и сказочными сюрпризами.
- Спектакль создавался в течение двух лет, - рассказывает директор Государственного цирка Якутии Сергей РАСТОРГУЕВ (на снимке). - Программа наполнена элементами нашего якутского эпоса и мотивами северных обрядов. Специально для шоу созданы 150 эксклюзивных костюмов, грандиозное декорационное и световое оформление. В Казахстане планируем пробыть полгода. За это время гастроли пройдут в Астане, Караганде, Шымкенте.
“Тепло вечной мерзлоты” - особый жанр, объединяющий в себе театральную постановку и цирковое представление. В шоу воедино сплетены сложнейшие акробатические трюки, чудеса эквилибристики, танцы шаманов под мистические звуки варгана и барабанов. Но уникальность Якутского цирка не только в людях, но и в четвероногих артистах: северных оленях, песцах и лисах. Такого не увидишь ни в одном цирке мира!
Дрессировкой обитателей тундры занимается Екатерина НИКИФОРОВА - она единственная в мире, кто работает с северными оленями.
- Они очень тяжело поддаются дрессуре, - признается Екатерина. - Мы берем годовалых оленят из природы и начинаем заниматься с ними. Сначала идет знакомство с манежем, потом учим, чтобы олень знал свое имя, и только после этого приступаем к освоению трюков. Северные олени стараются держаться подальше от людей. Они не любят шума и суеты, не любят, когда их гладят. Бывает, бьют копытами или норовят на рога поддеть. Животные, как люди, бывают талантливыми или ленивыми пройдохами, добрыми или злыми. К сожалению, кастинг им не устроишь, поэтому важно не ошибиться при выборе нового артиста.
- Откуда у вас это чутье? Вы из цирковой династии?
- В цирк работать попала случайно. По образованию я медик. В 1994 году привела своего сына в детскую цирковую студию, которая была при цирке, и директор, узнав, что я косметолог, предложил поработать у них гримером. Потом я стала костюмером, далее повысили до заведующей склада. Как-то у нас гастролировал Московский цирк, который оставил нам годовалую обезьянку. Никто из нашей труппы не имел представления, как обращаться и что делать с этой экзотической малышкой. Я взяла ее к себе домой, но однажды подумала: а почему мой питомец сидит без дела и ест бананы? Натянула дома веревки, смастерила стульчики - так начались первые занятия. И уже через год у Даниэллы было первое выступление на арене. Потом я взяла куриц, козла и индоутку, и у меня появился второй цирковой номер с животными. Видимо, дрессура у меня в крови, потому что я умею находить общий язык с любым животным. Несколько лет назад мне предложили попробовать дрессировать оленей, куниц и лис. Мне стало интересно, смогу ли я сладить с ними. Так появились олени Вера, Надежда, Любовь, которых мы привезли к вам. Вера, кстати, - белый олень, который, по нашим поверьям, исполняет желания.
- Кроме оленей, вы выступаете еще с лисами и песцами. Насколько сложно с ними работать?
- Эти обитатели тундры, несмотря на родственное происхождение, совершенно по-разному ведут себя. Песец в отличие от лисы дрессировке поддается легко, а вот хитрую сестрицу приручить не так-то просто. Она может прятаться и убегать, и настроение у нее может не раз поменяться. Первое время руки все покусанные были. Сейчас уже нашли общий язык, и они выполняют любые команды.
Какой же цирк без клоуна! Все представление публику развлекают чукотские клоуны, номера которых заставляют смеяться не только детвору, но и взрослых.
В общем, как говорится, лучше один раз увидеть...
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы