Показное бессилие
На снимке (слева направо): молодые режиссеры Тамир СЕМБЕКОВ, Сергей КРЮКОВ и Иван ШАХОВ.
Похоже, отечественный кинематограф испытывает более насущные проблемы, чем возрождение молодого кино. Причем речь идет не о субсидиях в поддержку начинающего режиссера. Если он сам нашел деньги и фильм все-таки снял, у нас его просто негде показать.
Нет площадок для показа, нет авторитетных киноведов-рецензентов, способных помочь молодому автору найти свой путь развития. Получается, что большинство молодых, полных творческих сил и идей, талантливых людей не имеют возможности высказаться. А ведь для этого даже не нужны большие залы. Достаточно обычных клубов по интересам, где собираются заинтересованные люди, куда приглашают профессионалов. Такая практика уже принята во всем мире, но почему-то не имеет широкого распространения в Казахстане.
Одной из попыток организовать подобное движение в Алматы стал недавний показ короткометражных фильмов “Кинокомпот”. Организовали мероприятие выпускники академии кино и телевидения (АКТ) университета “Туран”. Подобные показы ребята проводят уже не в первый раз.
В программе прошедшего вечера участвовали короткометражные ленты известных мастеров и совсем новые ленты молодых казахстанских авторов. В фильме “Поцарапанное небо” алматинский режиссер Дмитрий ГРИШИН обнаружил свое явное пристрастие к работам известных российских режиссеров Андрея ТАРКОВСКОГО, Константина ЛОПУШАНСКОГО, Александра СОКУРОВА. Хочется отметить талантливую, многообещающую операторскую работу молодого автора.
Алдияр БАЙРАКИМОВ и Венера КАИРЖАНОВА представили на показе свой фильм “Четвертый стул”. По мнению самих авторов, их произведение представляет некую адаптацию известной пьесы итальянского поэта, писателя и сценариста Тонино ГУЭРРЫ. Трудно сказать по поводу этой картины что-либо определенное, хотя бы потому, что во время обсуждения авторы предлагали зрителям со всеми претензиями и вопросами обращаться к великому Тонино. А это, как вы сами понимаете, абсолютно невозможно. Алдияр Байракимов и Венера Каиржанова - выпускники КазНАИ им.Т. Жургенова. Работают в соавторстве с 2011 года. Сняли более 30 фильмов. Являются победителями нескольких международных и республиканских фестивалей.
Меня тоже пригласили поучаствовать в этом показе с моим дипломным фильмом “Дура”.
В качестве специального гостя на вечер был приглашен Мурат МУСИН - режиссер документального кино, продюсер, художник, член Союза кинематографистов РК, доцент кафедры “Киноискусство” университета “Туран” (на снимке). Мурат Даниярович кратко рецензировал работы молодых авторов. Таким образом, я узнал много нового для себя. Например, то, что применение закадрового текста является свидетельством драматургической беспомощности автора.
Давая общую оценку показу, Мурат Мусин отметил важность проведения подобных мероприятий, необходимых для создания кинематографического пространства.
- Я не хотел бы особо выделять кого-то из участников сегодняшнего показа, - сказал режиссер-документалист. - Мне понравилось, что были выбраны настолько разные по жанру и посылу работы. Новое кинематографическое поколение внимательно смотрит вокруг. Их волнует то, что происходит в социуме. Это не может не радовать.
Мне удалось немного побеседовать с организаторами показа Тамиром СЕМБЕКОВЫМ и Иваном ШАХОВЫМ - выпускниками АКТ.
- Мы столкнулись с полным отсутствием пространства для показа своих работ. А ведь взаимодействие с коллегами, мнение специалистов - это очень важная составляющая в работе начинающего режиссера, - сказал Иван Шахов. - И мы решили сами создать такое пространство.
- Нет, в “Казахфильм” мы не обращались, - улыбается Тамир Сембеков. - Там выдаются огромные бюджеты неведомо кому. Деньги тратятся - выход практически нулевой. Это же очевидно. Хотелось бы, чтобы средства поступали в руки действительно талантливых людей. Казахфильмовскую стену иногда удается пробить маленьким продакшн-студиям. И тогда появляются действительно хорошие фильмы. Хотелось, чтобы их было больше. Искали поддержки у фондов. Фонд кино молчит. Мы пытались настойчиво звонить в продюсерский центр “ТВ Про”. По-моему, это компании, которые могли бы помочь. Но там никогда не берут трубку. Благо определитель номера есть в каждом офисе. Легко можно избегать общения с народом.
Конечно, можно найти много недостатков и в работах начинающих авторов, и в качестве показа, которого удалось добиться с большим трудом. Но то, что есть энтузиасты, которым не все равно, вселяет надежду.
Иван БЕСЕДИН, фото автора, Алматы