Дружба дружбой, а кабачок врозь
Артур ЖУМАБАЕВ (на снимке), исполнитель и продюсер, бьет тревогу: приезжие музыканты вытесняют казахстанских с привычных хлебных мест и ломают весь рынок!
Можно было бы сказать, что это здоровая конкуренция, но на самом деле музыкальный рынок показывает довольно печальные тенденции.
- Еще год назад любой состав, играющий хоть три ноты, не имел проблем с работой в Алматы и других крупных городах страны, - говорит Артур. - В южной столице те, кто неплохо играл, получали гонорар - 60 тысяч тенге за вечер на весь коллектив. Сейчас сложилась такая ситуация, когда команд, желающих играть в кабаках, валом, а рестораны, готовые заплатить хотя бы 30 тысяч за вечер, можно пересчитать по пальцам одной руки. И вот приезжают из Ташкента вокалисты с корявой гитарой и синтезатором, которые готовы играть за лапшу из “бич-пакета”, место в общежитии и небольшие деньги перечислением на карточку. Повалили ребята с Украины - причем они приезжают работать со своим оборудованием, что тоже сбивает цену на рынке. Бишкек уже вытеснил отечественных музыкантов со всех хороших площадок в Актау. Атырау тоже практически оккупирован гастарбайтерами оттуда. Первым делом приезжие занимают самые хлебные места.
- А что у нас считается “хлебным”?
- Те же казино в Капшагае, где в среднем за трехчасовое выступление команда получала тысячу долларов. Это очень хороший заработок. Крупные рестораны, которые готовы платить за живую музыку.
- А разве у отечественных музыкантов нет преимущества - хотя бы языкового? Ведь они поют на казахском и знают местный репертуар!
- Узбекские музыканты готовы петь на любом языке, лишь бы платили - это их жирное преимущество. К тому же как раз в платежеспособных точках казахская музыка не канает. Там требуются мировые каверы в хорошем исполнении. Так и говорят прямым текстом: “Для Кайрата НУРТАСА есть барахолка и таксисты, а здесь давайте западную музыку”. Так что казахша отпадает. Это при том, что Кайрат у нас первый после Бога, и если ему киргизы будут переходить дорогу, он и это решит. Мы о таких доходах, как у него, не мечтаем, нам бы свои 600-700 долларов в месяц поднять. Я понимаю, что законодательством не запрещено принимать на работу граждан других государств, но давайте делать это легально! Сомневаюсь, чтобы гастарбайтеры платили налоги и прочие социальные отчисления да и вообще имели разрешение на работу.
- Тут нет ничего удивительного. Наши музыканты тоже очень часто предпочитают брать наличными.
- Возьмитесь за иностранцев, тогда начнут платить и наши. Тем более, когда сложилась такая ситуация, и эта мера поможет защитить рынок. Должна какая-то сознательность быть и у работодателей. Вот я днем работаю ведущим инженером, так в нашей компании не берут на работу тех, у кого нет казахстанского паспорта. В конце концов, должен же он давать какие-то бонусы хотя бы на территории этого государства? Я понимаю, что существует казахское гостеприимство, что гость - это святое, но сейчас такое время, когда не до сентиментальности. Да, мы с узбеками и киргизами одной тюркской крови, но когда дело доходит до денег, мне все равно - нет ни друзей, ни братьев.
- Возможно, дело еще и в том, что наши музыканты просто, что называется, зажрались.
- Это тоже есть. Хотя у нас сейчас есть неплохие команды, которые и за 500 долларов готовы сыграть, но приезжают узбеки, согласные работать за 250. Причем если местные музыканты ведут себя порядочно, соблюдают какую-то этику, то у гастарбайтеров иная тактика. Они могут прийти в кабак спросить, за сколько выступает команда и предложить ровно в два раза меньше. Еще и спать будут в подсобке, и пол могут помыть. У нас есть и еще один выход - спустить цены на полгода, чтобы выдавить с рынка приезжих, тем более что они здесь стремительно интегрируют. Да, не хочется уменьшать гонорары, но лучше получать хоть сколько-то, чем вовсе сидеть без работы.
- Что произойдет, если ситуация не изменится?
- Печально будет - мы потеряем пласт живой авторской музыки. Она и так умирает. Обратите внимание: еще лет десять назад в Алматы была очень интересная авторская музыка. У всех на слуху были “Мотороллер”, “Блюз Мотель” и еще с десяток групп. Сейчас их не видно и не слышно. Словом, раньше денег было больше и на всех хватало. Сейчас надо как-то отстаивать свой рынок, в том числе и музыкальный.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы