Кочевала кучка золотая
Режиссер-постановщик Рустем АБДРАШОВ (слева) и автор сценария Смагул ЕЛУБАЙ.
Многосерийный телефильм “Казахское ханство” будут снимать Рустем Абдрашов и - что довольно неожиданно - Ермек Турсунов
Вчера создатели первой отечественной исторической саги поделились с журналистами информацией об особенностях ее производства.
Как известно, поначалу телефильм должен был состоять из 20 частей, затем количество серий сократили ровно вполовину. Теперь всего 10 эпизодов будут охватывать 50-летний период формирования и развития Казахского ханства. При этом, как выяснилось на пресс-конференции, первые семь серий снимет автор киноэпопеи “Путь лидера” Рустем Абдрашов, а оставшиеся три - создатель “Келин” и “Шала” Ермек Турсунов. Некую пикантность этому тандему придает тот факт, что Турсунов всегда последовательно критиковал Абдрашова за конформистские устремления, после чего режиссер “Неба моего детства” тоже не оставался в долгу и “симметрично” отвечал своему оппоненту.
Впрочем, создавшуюся ситуацию сам Абдрашов прокомментировал в том духе, что перед лицом необходимости создания по-настоящему патриотического фильма все должны отбрасывать недомолвки и трения.
Недомолвок и прений, судя по всему, немало, поскольку даже на пресс-конференции спикеры расходились в оценках творческого наследия Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА, первый том трилогии “Кочевники” которого лег в основу сценария “Казахского ханства”.
- В советское время Есенберлин был вынужден какие-то вещи смягчать или убирать - иначе не пропускала цензура. Много неточностей, - заявил Абдрашов. - Мы теперь заново все поднимаем, пересматриваем, выстраиваем новую картину.
- Но дело в том, что у писателя в книге не историческая правда, а художественная, - поправил режиссера главный редактор студии “Казахфильм” Дидар АМАНТАЙ. - Мы не можем предъявлять к роману претензий, как к документальной хронике.
Сразу, разумеется, возник вопрос: какая правда будет в “ханстве”: историческая, художественная или идеологическая - и можем ли мы предъявлять претензии к ней. Амантай ответил, что сериал должен быть максимально достоверным, а художественный вымысел будет распространен по большей части в думах героев.
Всему этому скромно внимал потомок знаменитого писателя Мади ЕСЕНБЕРЛИН. Когда ему предоставили слово, он произнес дежурную речь о том, что глава государства всемерно нас поддерживает, и надо помнить историю своего народа, “потому что будущее нас не простит”.
Между тем ближайшее будущее производственного цикла “Казахского ханства” не внушает тревоги, однако и радужным его не назовешь. Все без исключения спикеры отметили, что проекту жизненно необходима спонсорская поддержка, поскольку денег государство выделяет мало. При этом “мало” оказалось категорией относительной - никто так и не сказал, сколько это конкретно в денежном выражении. Зато Абдрашов заметил, что “мало” - значит гораздо меньше, чем было на приснопамятных “Кочевниках” и даже на “Жаужџрек Мыњбала” Акана САТАЕВА.
А снимать придется в авральном режиме: до сдачи проекта осталось всего несколько месяцев, и группе надо успеть отработать за это время 130 съемочных дней (полнометражная картина в среднем снимается 30-50 дней. - Т. Б.).
Как заверили все выступавшие, все силы компании “Казахфильм” брошены на создание “Казахского ханства”, и впервые на проекте создан целый департамент компьютерной графики.
- Я думаю, народ нас тоже поддержит, - выразил надежду Абдрашов. - Создан фонд поддержи казахского кинематографа, возглавляет его актер Фархат АБДРАИМОВ. И если в нем будут какие-то накопления, то, я полагаю, мы тоже будем их использовать. Это же общенациональная идея.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы