1077

Живописные метаморфозы

В южной столице в Музее искусств им. А. Кастеева открылась персональная экспозиция “Основатель алма-атинского Барбизона” русского художника Валерия КАПТЕРЕВА (1900-1981 гг.). Зрителям представлены пейзажные композиции с элементами бытовых сценок. 

Автор жил и творил в сложное для страны время: революция, война, сталинский тоталитаризм, советская эпоха, при этом всегда оставаясь самим собой. Он стремился к свободе в творческой жизни, не выполнял государственных заказов, хотя порой очень нуждался в средствах.
Более десяти лет с перерывами художник провел в Казахстане: объездил почти всю республику. Именно в Алма-Ате в 1943 году состоялась первая и, как оказалось, единственная при его жизни персональная выставка. Он много общался с местными жителями, узнавал обычаи и традиции казахского народа, участвовал в научных экспедициях в качестве художника. Во время таких путешествий мастер писал этюды, каждый раз ставя перед собой различные задачи.
- Валерий Каптерев внес большой вклад в развитие изобразительного искусства Казахстана, - говорит куратор выставки Галина СЫРЛЫБАЕВА (на снимке). - Он принадлежал к последнему поколению мастеров, которые своим бескомпромиссным творчеством продолжили традицию русской живописной школы. В нашем музее находится второе по величине музейное собрание произведений Каптерева - 34 работы, а самая крупная коллекция располагается в Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в узбекском Нукусе.
Его картины - это пейзажные композиции с отображением быта. На полотнах можно увидеть фигуры людей, небольшие постройки. На первый взгляд они кажутся простыми, но стоит только присмотреться, и завораживающие линии увлекут вас из одного пространства в другое. Особого внимания заслуживают монотипии мастера, представляющие изображения различных национальных и социальных типажей.
- Долгие десятилетия для широкой публики этот художник был закрыт, - говорит куратор экспозиции. - Он разделил судьбу многих своих коллег: был обвинен в формализме и лишен возможности выставляться. Из довоенного творчества Каптерева уцелело всего несколько картин, большая часть произведений погибла во время Великой Отечественной войны. Сегодня ситуация меняется, и интерес к его творчеству огромен. Вышла в свет биографическая книга об этом замечательном живописце “Художник Валерий Каптерев. Гений, которого пора открыть” Марии РОМАНУШКО. В музеях стран СНГ часто проходят его выставки.
По мнению специалистов, большая часть самых ярких, экспериментальных работ Каптерева не сохранилась. Но те крупицы, что дошли до наших дней, показывают, какой это был великий мастер. Например, последняя картина Валерия, которую его жена уже после смерти художника назвала “Завет”, представляет собой изображение цыпленка с ноткой на хвосте.
Вроде все просто, но, задержав взгляд на произведении, вы откроете для себя другой мир. А картина “Старый город” - словно огромная картонная коробка, которую все время кто-то разворачивает, показывает нам что-то, складывает, опять разворачивает, но уже содержимое в ней другое. Художник словно указывает на зыбкость наших представлений.
На выставке в Музее искусств им. А. Кастеева можно увидеть работы Каптерева, написанные во время экспедиций по Казахстану. Экспозиция продлится до 2 марта.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа Егорова, Алматы

Поделиться
Класснуть