Художника может увидеть каждый
«В простых вещах он смог увидеть нечто более глубокое» – так отзываются многие посетители о дебютной выставке Бахытжана БУХАРБАЕВА «Өмір шеңбері» («Жизненный круг»), которая проходит в галерее «Белый рояль».
По словам автора, это лучшая похвала, потому что для него живопись - просто хобби. По образованию Бахытжан политолог, занимается аналитикой и возглавляет школу по изучению казахского языка.
Рисовать мне нравится с детства и я даже думал стать художником, но судьба распорядилась иначе,- рассказывает Бахытжан. - О персональной выставке не думал, хотя многие говорили, что хватит писать в стол и надо показывать людям свои картины. Все произошло, как говорится, по воле Всевышнего. Как-то мою работу "Мақсатқа" увидел режиссер Ермек ТУРСУНОВ и она ему очень понравилась. Потом я случайно познакомился с сыном выдающегося художника Абылхана КАСТЕЕВА и осмелился показать ему одну из моих работ. Каково было мое удивление, когда он дал высокую оценку увиденному. Через какое-то время на меня вышла арт-менеджер галереи Тогжан КУТТУГАЕВА и предложила сделать персоналку. Вот так с легкой руки этих трех людей я и решился на выставку.
На суд зрителей Бахытжан представил более 30 картин, написанных маслом, акварелью и карандашом. Каждая работа наполнена добротой и светом. Многие сюжеты выставки явно подсмотрены из жизни. Особой интерес у публики вызвали несколько творений, например, «Поцелуй украдкой» и «Поцелуй смерти». На одной молодой человек целует спящую девушку, на другой – череп со зловещей ухмылкой склонился над нею.
- В европейской культуре есть распространенный сюжет «Девушка и Смерть», - поясняет автор. - Как говорят психологи, искусством движут два инстинкта – Эрос и Танатос. Чтобы изобразить поцелуй смерти, я выбрал холодные тона, а поцелуй жизни – теплые. Можно рассматривать эти работы как диптих, а можно – как самостоятельные произведения.
Одна из картин Бахытжана еще до выставке стала известной и даже вошла в аннатацию к детской игрушке.
- У меня был проект, касающийся национальной культуры, в частности казахской музыке, - продолжает художник. - Я рассказывал об известных композиторах и их произведениях. Как-то я решил сделать материал про кюй композитора Байжигита "Қайың сауған"(«Доение березы»). Это очень интересное музыкальное произведение, в котором рассказывается о временах нашествия джунгар, когда, спасаясь от голода, казахи пили березовый сок, то есть доили беррезы, а не корову. Свои тексты я сопровождал портретами авторов произведений. Оказалось, что фотографии Байжигита нет в Интернете и я решил восполнить этот пробел. Однажды во время обеденного перерыва взял и нарисовал придворного кюйши Абылай хана. Как он выглядел в жизни, не знаю, но я его таким представил. В итоге получился жизнерадостный старичок, полный вдохновения. Потом я решил продолжить эту тему, и подумал, а что если Байжигит жил при дворе Абылай хана, то мог общаться с его советником Бухар жырау. Я представил, как, допустим, они шли после утреннего намаза и в разговоре вспомнили о каком-нибудь интересном эпизоде из жизни. Они улыбались, у них поднялось настроение, а я как будто выхватил этот момент. Так появилась первая картина из серии "Эпоха Абылая" - "Бұқар жырау мен Байжігіт". После написания картины прошло два года и перед рождением ребенка близкий человек сделал нашей семье потрясающий подарок - игрушечную музыкальую юрту, в которой 1200 произведений, начиная с казахских сказок и заканчивая словами назидания Абая. В аннатационной книжке имеются фотографии и изображения выдающихся казахских акынов, писателей, композиторов. Среди них был и мой рисунок Байжигита. Скажу честно, мне было приятно увидеть свое творение среди работ известных художников Казахстана, но эту радость омрачал тот факт, что мое авторство не было указано.
Бахытжан не продает свои работы, потому что считает: где примешаны деньги и политика, искусством и пахнуть не может. Экспозиция продлится до 27 января.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы