Йонас ВАЙТКУС: Театр должен быть опасным для любого правительства
Известный литовский режиссер Йонас ВАЙТКУС (на нижнем снимке) в Казахстане уже как свой. Не успели стихнуть разговоры по поводу его постановок в Астане, как он вновь порадовал зрителей необычной премьерой “Заклятие Коркыта”, которую поставил на сцене Казахского драматического театра имени Ауэзова.
Мы встретились с режиссером после первой премьеры в южной столице. Он собирал актеров на репетицию, потому что решил изменить концовку спектакля.
- Хочу немножко переделать финал, - говорит он. - После просмотра я понял, что есть некоторые технические вещи, которые затягивают постановку.
- Часто бывает, что после премьеры вы вносите изменения?
- Регулярно. Дома, в Литве, я смотрю, как зритель реагирует, как актеры играют, потом меняю и дополняю сценарий. Это нормальная практика.
- Насколько мне известно, “Заклятие Коркыта” изначально планировалось поставить в столичном театре?
- Несколько лет назад на театральном фестивале “Балтийский дом” я познакомился с директором Астанинского театра русской драмы им. Горького Еркином КАСЕНОВЫМ, и он предложил мне поставить пьесу о Коркыте (легендарный тюркский поэт-песенник, композитор IX века, создатель кобыза. - Н. П.) драматурга Ирана ОРАЗБАЕВА. Я сразу согласился, так как меня увлекает все, что связано с национальной культурой, ее корнями, общими для разных народов темами и мотивами. К сожалению, когда я увидел сцену и небольшой коллектив, то понял, что в Астане не удастся воплотить этот проект. Но мы поставили там другой спектакль - “Язычники” - по пьесе Анны ЯБЛОНСКОЙ.
- Я читала, что он имел скандальный резонанс: некоторые зрители ушли из зала. Это правда?
- Так все и было, но мне не привыкать к такому, особенно со стороны псевдопатриотов и псевдоморалистов. Я делаю свое дело честно, как вижу и чувствую, а зритель реагирует. “Язычники” - это пьеса о девушке, которая погибла в аэропорту Домодедово во время теракта. В тот день она приехала в Москву, чтобы получить премию за свою работу. Это очень интересная история о том, что фанатизм в религии - опасная вещь. Ведь вера нужна не для споров, а для того, чтобы научиться ценить и понимать общечеловеческие ценности.
- На премьере “Коркыта” волновались?
- Я всегда волнуюсь, сколько бы ни ставил спектаклей. К этому нельзя привыкнуть.
- О каком периоде жизни акына расскажет пьеса?
- О последних годах жизни Коркыта, когда он был на вершине славы, но в то же время его одолевали проблемы. История о том, как акын не хочет покидать этот мир, возомнив себя творцом и богом. Но все не так просто, и он упадет со своей вершины.
- Как вам работалось с алматинскими актерами?
- Сначала было непросто, но помогли тренинги, на которых они почувствовали энергию пьесы, услышали друг друга, поняли, чего от них хочу я. Театр - это коллективное творчество, здесь все важны - от режиссера до электрика.
- С главными героями сразу определились?
- Нет. Первый раз, когда приехал, я выбрал несколько кандидатур на главные роли, но потом выяснилось, что они по определенным обстоятельствам не могут репетировать. Пришлось провести кастинг снова, и в итоге у нас играют два состава. От главного героя многое зависит, и, естественно, постановка приобретает другой оттенок. Надеюсь, зрители оценят работу обоих составов.
- Как вы пришли в режиссуру?
- В детстве я хотел быть и актером, и музыкантом, и спортсменом. Но потом понял, что режиссура объемлет все: музыку, театр, игру, литературу, танец. Она творит свой мир!
- Какой из периодов своего творческого пути вы считаете самым интересным?
- Для меня все периоды важны. Самым долгим был период в каунасском театре, где я проработал 13 лет. Поставил “Плаху” Чингиза АЙТМАТОВА, выиграл с этой постановкой главный приз на фестивале в Калининграде и ушел.
- Ушли, можно сказать, на пике своей популярности. Почему?
- Нельзя в одном театре долго работать. Семь лет - это предел, после чего надо менять труппу или себя. Я и так задержался там. Актеры стали народными, заслуженными, начали зазнаваться. А я пригласил молодых артистов с моего первого курса, и, естественно, началась борьба за место. Власти даже подсылали какого-то партийного секретаря уговаривать актеров, чтобы они восстали против меня. Я долго держался, но в итоге ушел.
- Вас называют хроническим оппозиционером по отношению к любой власти…
- Театр должен быть активным и опасным для любого правительства. Власть никогда не болела за человека честного, работающего.
- С какими актерами вам было легко работать?
- С любым актером интересно работать. Другое дело, что не так много мастеров, которые способны себя привести в требуемое творческое состояние. Один из таких - Александр ЛЫКОВ ( “Улицы разбитых фонарей”, “Бандитский Петербург”, “9 рота” и многие другие). В работе с ним не приходилось делать никаких усилий. Мне нравилось сотрудничать с Юозасом БУДРАЙТИСОМ (“Никто не хотел умирать”) и многими молодыми актерами.
- Как-то вы сказали, что не боитесь критиков и провалов. Вы такой уверенный в себе человек?
- Я уверен в том, что делаю. Когда зритель смотрит и реагирует, как я и ожидал, то понимаю, что сделал все правильно. Конечно, интересно, что пишут критики и как они оценят спектакль, но я их не боюсь. Что касается провалов, то ни от одного спектакля я не отказался. Все, какие хотел, поставил. Одни были лучше, другие - хуже, но это нормальный творческий процесс. Мне не стыдно ни за одну постановку.
- В кино показывают режиссеров театра вечно кричащими. Вы повышаете голос на актеров?
- Я стараюсь не кричать, потому что в нервном состоянии артист впадает в ступор. Не люблю лентяев и недисциплинированных людей. Репетирую страстно и эмоционально, но без крика. Я стараюсь завести актеров, чтобы они почувствовали пульс постановки.
- Есть произведение, которое вам хотелось бы поставить?
- Наверное, “Братьев Карамазовых”. Я начинал ставить этот спектакль, когда работал в национальном театре, но не смог закончить работу, потому что меня вынудили уйти.
- А как насчет поработать еще с какими-нибудь казахстанскими театрами?
- Если позовут, то я всегда с радостью приму приглашение.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА и Ардака ТОЛЕУБАЯ, Алматы