1602

Вчера в Алматы закрылся Х международный кинофестиваль “Евразия”

Все, что не убивает нас, делает нас скромнее: бюджет кинофестиваля сокращается год от года, а это неумолимо сказывается на содержательности программы, составе гостей и вообще на уровне пафоса. Вице-министр культуры Аскар БУРИБАЕВ заявил, что бюджет “Евразии-2014” составил около 100 млн. тенге. А между тем в тучные времена расходы на главный кинофорум в стране доходили до $2 млн.

Как известно, чем меньше денег на подарки, тем ярче комплименты. Выступая на открытии фестиваля, аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ отметил, что у страны есть все возможности для развития киноиндустрии и претворения в жизнь самых грандиозных планов. Со слов градоначальника, он разговаривал с президентом страны на тему эпического, и елбасы сказал, что стране нужны масштабные национальные кинополотна.
- У нас все смотрят “Сулеймана Великолепного”, а мы должны создать фильмы о своих национальных героях, начиная с основателей Казахского ханства Жанибека и Керея! - не скрывал воодушевления Ахметжан Смагулович.
Занятно, что не так давно автор многосерийного байопика про главу государства “Путь лидера” Рустем АБДРАШОВ говорил, что очень хочет снять историческую картину. Так кому же доверят создание биографических лент про великих ханов прошлого? Интрига прямо накалена до предела!
Кроме того, мэр крупнейшего города страны поспешил заверить, что “территория “Казахфильма” будет использоваться только для “Казахфильма”. Формулировка сколь яркая, столь и ни к чему не обязывающая: если завтра новые хозяева студии захотят диверсифицировать бизнес и открыть на месте складов элитный жилой комплекс “Казахфильм”, то в этом не будет противоречия.
Что касается приглашенных на фестиваль мировых звезд, то в этом году с ними было не густо. Но и не пусто: приехали китайский режиссер Ця ЧЖАНКЕ, корейская актриса КАНГ Су Ен, российский режиссер и педагог Сергей СОЛОВЬЕВ (на снимке - в центре) и еще несколько персон. Обласканный мировой критикой и фестивалями Ця Чжанке, к слову, рассыпался в комплиментах по поводу нашего Эмира БАЙГАЗИНА. Для дирекции “Евразии” это должно быть вдвойне приятно, поскольку Эмир во многом воспитанник фестиваля - именно с победы на питчинге в 2012 году началась история его триумфальных “Уроков гармонии”.
В этом году питчинга не было. Проигнорировали и массу других интересных инициатив вроде “круглых столов” на тему развития кинобизнеса и индустрии. Денег нет - какая индустрия? Зато спасительных “юбилейных ленточек” навязали со всех сторон. Тут и само десятилетие фестиваля, и 100-летний юбилей Шакена АЙМАНОВА, и 30-летие казахской “Новой волны”. То, какое огромное значение имеют для нас эти даты, можно было судить по выступлениям со сцены на открытии “Евразии”. О включении ЮНЕСКО 100-летия Айманова в список памятных событий сказали три раза: сначала Есимов, потом ведущие, а затем вице-министр культуры и спорта Бурибаев. Повторение - мать кинодвижения!
А с современным положением дел в отечественном кино не все так радужно. Из 12 конкурсных картин за честь нашей страны билась одна - драма Ермека ШИНАРБАЕВА “Голос степи” с Бериком АЙТЖАНОВЫМ и Жераром ДЕПАРДЬЕ. Картина очень показательная в том смысле, что показывает все и сразу: безбрежные степи, столицу, одомашнивание коня, кокпар, велокоманду ASTANA, бауырсаки, межнациональное единство, казахскую свадьбу и апорт. Впихнуть все это в одну игровую ленту, в которой, по сути, ничего не происходит, нужно было постараться. Шинарбаев постарался.
Получился этнографический лубок с красивыми панорамными планами и неизбывным почвенническим настроением.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ДМИТРИЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть