5998

Балерину обидеть может каждый...

Хотите обидеть балерину - спросите, достает ли она ногой до уха... Жанель ТУКЕЕВА говорит, что это стандартный вопрос, который ей задают, как только узнают, что девушка - солистка ГАТОБ им. Абая.

Балетные династии встречаются редко, ведь даже успешные танцоры всеми силами отговаривают детей выбирать эту специальность. Причин тому много - это и тяжелый труд, и отсутствие детства и юности, и изношенные суставы. В Казахстане еще добавляется и отсутствие пенсии по выслуге лет для балетных... Но дети не всегда слушают родителей. Даже если их детство прошло за кулисами и в репетиционном зале. Так было и с Жанель Тукеевой. Ее родители - Марат и Майра Тукеевы - хорошо известны поклонникам балета. Наперекор им в девять лет Жанель поступила в хореографическое училище. Сейчас девушка танцует практически все ведущие партии.
- Почему вы не поверили родителям, что это очень трудная профессия?
- Может быть, потому, что я с детства находилась за кулисами, на репетициях, и для меня это было абсолютно нормальной жизнью. Я другой просто не знала. Родители говорили, что это сложная профессия, что надо будет переступать через себя, что иногда на следующий день после трудной репетиции просто нет сил встать с кровати.
- Хотелось когда-нибудь бросить балет?
- Честно говоря, ни разу! Хотя были трудные моменты. Например, надо было за месяц подготовить партию для “Лебединого озера” - это так называемая голубая классика, где все должно быть безупречно, та роль, без которой ты не балерина. После каждой репетиции я была без сил, слезы наворачивались на глаза, но даже тогда не было мысли бросить балет.
- Вам, наверное, доставалось еще и за балетных родителей?
- Так всегда бывает, когда у детей та же специальность, что и у родителей, особенно в искусстве. Я сталкиваюсь с тем мнением, что многого добилась благодаря родителям, что они мне помогают. Но ведь они не выйдут за меня на сцену, они ничего не могут сделать, чтобы люди спрашивали билеты на спектакли, где я танцую.
- Вы считаете, у вас была нормальная семья?
- Все творческие люди слегка ненормальные. Но дома мы стараемся не говорить о балете и работе, потому что мы и так с утра до вечера торчим в театре. Даже в детстве, пока родители танцевали или репетировали, я ждала их за кулисами. Там же обычно всегда были другие театральные дети, так что скучно не было.
- Тем не менее вы уверены, что семейная жизнь важнее самой блестящей карьеры...
- Конечно. Правда, в последнее время балерины не откладывают на потом рождение детей - имеют двоих и даже троих. Восстанавливаются и снова танцуют. Так что я не собираюсь оттягивать момент создания семьи ради карьеры на сцене. И даже если будущий муж захочет этого, могу совсем расстаться с балетом.
- Гастрольная жизнь вас не прельщает?
- Я стажировалась в Академии русского балета им. Вагановой, а потом меня пригласили в труппу Русского классического балета Сергея РАДЧЕНКО, и вместе с этим коллективом, съездила на гастроли в Испанию. Пока молодая, хочется поездить по миру. Но я всегда очень сильно тоскую по дому, переживаю за родителей, так что мне тяжело надолго отрываться от родного города.
- Театральные люди очень суеверны. Что вы делаете перед выходом на сцену?
- Я не особо верю в приметы. Например, танцоры считают, что если из рук или из сумки выпадут пуанты, то надо тут же посидеть на них, иначе упадешь на сцене. Кто-то стучит по сцене на удачу, кто-то сплевывает. Обычно перед началом спектакля мой педагог осматривает мой грим и костюм, сцену и стучит по ней.
- Правда ли, что в нашем оперном театре часто видят привидения?
- Да, я слышала об этом, но сама не видела. Мне рассказывала концертмейстер, что пока она вечером репетировала за фортепиано, в соседнем классе раздавались звуки балетной репетиции, но когда она открывала дверь, там никого не было. Это повторялось несколько раз.
- Как вы знакомитесь?
- Когда я только поступила в театр, общаться было просто некогда, потому что я работала и в кордебалете, как все начинающие, и постепенно готовилась к сольным партиям. Да и вообще я знакомиться не люблю, очень раздражает, что многие, узнав о моей профессии, спрашивают - могу ли сесть на шпагат или ногой достать до уха... А общаться мне нравится с творческими людьми, мы легко понимаем друг друга, существуем на одной волне. Сейчас у меня есть молодой человек, так что ни с кем знакомиться не надо.
- Скажите честно, как часто можете позволить себе пирожные?
- Да хоть каждый день! У меня нет склонности к полноте, а при таких нагрузках можно есть хоть по ночам!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Жанель ТУКЕЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть