3865

Ужас какой-то

Еркин РАКИШЕВ (на снимке - слева), этот руссоистский bon savuage (благородный дикарь) отечественного кинематографа, представил публике свой новый хоррор “М-агент”. Хочется написать, что все было ужасно, но совесть не позволяет. Было ужасно смешно.

Позови меня тихо по имени

Ракишев уже давно вошел в анналы родной культуры, учредив там ячейку имени самого себя. Он наиболее яркий режиссер мотивирующего типажа self-made, причем в самой нативной форме из всех возможных. Еркин-ага не заканчивал никаких киношкол, поскольку любая образовательная система предполагает условности и ограничения. А Ракишев не привык работать в рамках и, судя по всему, даже не знает, где они находятся.
Первый же опус новоявленного режиссера - социальная драма с эффектом свеженарезанного лука про неразделенную любовь и внебрачную беременность “Жаралы сезім” - попал в ограниченный прокат и стоял в расписании одного кинотеатра Алматы дольше любого блокбастера. Люди шли толпами и плакали. Плакали и снова шли. Это были слезы радости - за казахстанское кино, разумеется.
Уже тогда всем стало понятно, что Еркин Ракишев не остановится, пока каждый казахстанец не скажет: “Плачу за всех!”. Поэтому второй фильм самоучки был про сирот. “Жетімдер”, кастинг которого состоял из мелковозрастных детишек, побил все рекорды мелодраматизма, дети в кадре рыдали в голос, слабонервные зрители глотали корвалол, скептики стали обвинять режиссера в спекуляциях на святом. Дескать, зачем так бессовестно использовать бедных ребят, на что Ракишев отвечал в свойственной только ему манере. То есть что-то отвечал, но что конкретно, очень трудно сказать. Если перечитать интервью режиссера, то за лапидарностью слога видна и культурная, и гражданская всеохватность, вездесущесть Ракишева. Он что-то декларирует и в то же время остается недосягаемым для понимания в постулировании собственных принципов. Мы можем сказать, к примеру, что Ермек ТУРСУНОВ нон-конформист и патриот, Акан САТАЕВ - кинобизнесмен, а Эмир БАЙГАЗИН - рефлексирующий эстет. Однако когда дело дойдет до Ракишева, все определения станут неверными, а формулировки - неточными. Про Ракишева можно сказать только, что он Ракишев и это самый яркий пример селф-брендинга в отечественном кино.

Снимай меня везде

Универсальность творческого метода Ракишева проявилась и в свободном от комплексов обращении с жанрами. Автор “Жаралы сезім” попробовал себя практически во всех - от трагической мелодрамы до комедии положений, снимает он и сериалы, и документальные фильмы. Ракишев не пасует перед новыми вызовами времени, он готов грудью бросаться на амбразуру любой сложности. И то, что ему еще не дали $30 миллионов на исторический блокбастер, не его недостаток, а наша недоработка. Он возьмет, и ни один мускул не дрогнет на лице.
Подкупает и то изящество, с каким режиссер технически реализует свои фильмы. Если ему нужно снимать аэропорт, Ракишев не договаривается с руководством воздушной гавани, а просто идет и снимает, предварительно пообщавшись с охранником. Если в кадре нужен какой-то объект, а сам Ракишев занят, например, важным чаепитием, то отснять сцену за него может кто-нибудь из рабочей группы. Те, кого это возмущает, просто мало осведомлены о трендах в мировом кино, где подмастерья делают для мэтров часть работы. КОНЧАЛОВСКИЙ, например, снимал для фильма БЕРТОЛЛУЧИ сцены в России, да и вообще практика в том же Голливуде очень распространенная. Так что даже в этом Ракишев на шаг впереди всех. А кроме того, таким образом он дает проявить себя молодым талантам. Кто еще из отечественных режиссеров даст кому-нибудь управлять съемочным процессом за себя на площадке? Да никто. Они все эгоисты несчастные.

Кто в хоррор не поёт?

И вот новый фильм Ракишева, теперь в жанре хоррора. Название “М-агент” может навести на мысли о каком-то тайном подразделении спецслужб, но это заблуждение, в котором предстоит раскаяться после первых же сцен.
Начинается картина с того, что какой-то парень пристально пялится в монитор компьютера. Напряженное, драматически искаженное лицо персонажа как бы дает понять, что у него серьезные проблемы в личной жизни или, что гораздо хуже, Интернет от “Казахтелекома”. Играет тревожный саундтрек. И тут неожиданно появляется Гульшарат ЖУБАЕВА в белом саване, с лицом, как наутро после встречи с одноклассниками, которых не видела 10 лет. Парень начинает истошно орать - очевидно, для него встреча становится полной неожиданностью. На следующий день человека находят мертвым, с открытым ртом и глазами, и мы понимаем, что свидание прошло так себе.
Далее в дело включается отважная журналистка телеканала КТК, одновременно работающая на программу “Рейдер” и передачу о паранормальных явлениях. Положение усугубляется тем, что малолетний сын репортерши постоянно сидит в “агенте” (мессенджер сервисов мейл.ру) и знакомится с Маржан КЕРЕЕВОЙ. Зачем пацану лет девяти от роду разведенная женщина с ребенком? Потому что он отбрасывает условности презренного мира, это человек новой освобожденной эпохи, герой Ренессанса. Проблема только в том, что все, кто знакомится в “агенте” с Маржан, потом погибают от рук духа Маржан, которую какие-то сволочи сбили на машине и сбросили в овраг.
Короче говоря, типичная зарисовка из цикла “городские легенды”. Но Еркин Ракишев превратил ее в эпическое полотно невероятной силы. Правда, силы комической, но поскольку режиссер свободно преодолевает жанровые предрассудки, то мы не видим в этом проблемы. Буквально каждая сцена в фильме вызывает гомерические приступы смеха. Персонаж оказывается в одной машине с призраком, автомобиль не заводится, саспенс нагоняется сумасшедшими темпами и... И в следующей сцене тот же герой оказывается в метро. Особенно удался парапсихолог, разговаривающий как навигатор в автомобиле и при этом претендующий на душевное расположение посетительницы. Правда, и в этот раз Ракишев не ушел от главной темы своего творчества - слезовыжимания за счет детей. Ну а что поделать, камертон всегда нужен.
Кстати, на пресс-конференции, посвященной премьере “М-агента”, Ракишев признался, что следующий проект хочет сделать эротическим.
Так, чисто поржать.


Гульшарат ЖУБАЕВА идет на встречу.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива съемочной группы “М-агент”, Алматы

Поделиться
Класснуть