Мы вам наваляем!
Бабушка Куляйша и ее внучки за валянием кошмы.
Волшебный вкус парного молока с аппетитной апашкиной лепешкой преследовал меня все время, что я рассматривала творения семьи Бейсбековых. Кошмы, кебенеки, текеметы и прочая валяная красота внезапно воскресили картинки далекого детства: рассыпавшись по большой цветастой кошме за дастарханом, мы с братьями и сестрами уплетаем вкуснейший завтрак, приготовленный заботливой апашкой...
Вы не единственная, кто при виде кошмы впадает в детство, - смеется хозяйка дома - художница Куляш БЕЙСБЕКОВА. - Мы давно заметили, как добреют и молодеют лица людей, пришедших посмотреть на наши работы. Ну а те, кто учится войлоковалянию, на время уроков и вовсе становятся детьми. Есть в этом ремесле какая-то магия.
Лет восемь назад младшая дочь Бейсбековых - Венера, дабы развеять скуку, пристала к бабушке, чтобы та показала, как валяют кошму. Апашка согласилась, и с тех пор войлок пленил не только сердце внучки, но и весь дом Бейсбековых.
- Первой работой Венеры стала войлочная картина, выполненная в старинной технике кошмоваляния, которой научила ее моя свекровь, - вспоминает Куляш. - К удивлению, эти картины из войлока взяли гран-при на международном конкурсе прикладного искусства, что проходил в 2006 году в Астане. Потом их купили иностранцы, и работы перекочевали в Европу.
Сегодня вся семья, включая 6-летнего Нурая, увлечена валянием шерсти. У каждого из девяти членов клана Бейсбековых, а в нем все профессиональные художники, собственный стиль и своя технология работы с шерстью. Кто-то предпочитает старинную технику горячего валяния, кому-то нравятся современные методы, а молодежь пристрастилась к нуновойлоку - своеобразному миксу несовместимых на первый взгляд материалов: тончайшего шелка и войлока.
- Попала к нам семья американских казахов: отец, мать и дочь, - рассказывает Куляш. - Девочке купили платье из шелка с валяным в ткань узором из войлока. Через месяц звонят из Америки, просят, чтобы мы сделали второе. Оказывается, девочка не может поделить наше платье с младшей сестренкой… А один француз много лет назад купил у нас войлочные тапочки и стал нашим преданным поклонником. До дыр снашивает тапки, но не снимает, ждет, когда кто-нибудь из земляков с оказией заедет к нам и купит для него новую пару.
Есть у Бейсбековых собственная школа-студия. Десятки учеников со всего Казахстана постигают здесь секреты народного промысла. В свое время Бейсбековы перенимали опыт у мастеров из Киргизии, Малайзии, Турции, Англии, Америки. Зато сейчас на юге Казахстана происходит войлочное возрождение. В его авангарде выпускники школы-студии Бейсбековых. Однако за любой эволюцией стоит революционер, который управляет процессом, и это глава семьи Бейсбековых - Болатбек.
- Какой я революционер-дирижер… я скорее завхоз, - смеется Болатбек. - На мне и закуп сырья, материалов, и организация работы студии, и продвижение бизнеса. Помимо того, я остаюсь художником, осваиваю новые техники. Сам учусь, других учу. Деньги считаю...
С последним у мужчины полный ажур. Та же школа-студия - удачный коммерческий проект. Стать ее слушателем можно только за плату. Исключение составляют лишь сироты и инвалиды. Кстати, именно эти ученики оказываются самыми прилежными и способными.
- Была у нас девушка-инвалид, даже за калитку дома не выходила, - рассказывает Болатбек. - На курсах тише мышки сидела, зато такие результаты дала! Уже дома она и сестру свою, тоже больную, научила работе с шерстью. Теперь это самые известные и уважаемые в ауле мастерицы. К ним с заказами со всего района приезжают.
Именно на этих сестрах Болатбек обкатал свою бизнес-идею. Пару лет назад девушки, надумав заняться производством войлочных изделий, решили купить у своего вчерашнего наставника немного шерсти для работы. Бейсбековы являются едва ли не самыми крупными в регионе поставщиками сырья и материалов для войлоковаляния.
- Денег с них я не взял, а отдал им целую бобину шерсти даром, - вспоминает Болатбек. - В ней намного больше шерсти, чем они просили. Отдавая, предложил: из того, что останется у них после выработки заказа, девочки сваляют тапочки. Сделают столько, сколько посчитают нужным, а я эти тапочки у них куплю. Сегодня сестры - мои самые надежные партнеры.
Еще одной ученице, в одиночку воспитывающей двух малышей, Болатбек помог купить дом в Шымкенте. В сарае женщина оборудовала красильный цех. Теперь зарабатывает покраской шерсти, привезенной вчерашним учителем, а в свободное от работы время еще и валяет войлочные тапочки, кошмы, которые потом с удовольствием скупает Болатбек.
Если дело будет и дальше так набирать обороты, то очень скоро Шымкент станет крупнейшим центром по производству изделий из валяной шерсти.
- Замечательно, что благодаря таким людям, как Бейсбековы, в Казахстане возрождаются древние ремесла, - отмечает главный хранитель южно-казахстанского областного краеведческого музея Рыскуль БЕКТАЛИЕВА. - С незапамятных времен жизнь степняка была неразрывно связана с войлоком. На нем наши пращуры приходили в этот мир, с ним шли на войну, в нем уходили в мир иной. Валяние войлока у кочевых народов носило сакральный характер, и возрождение этого древнего национального искусства сегодня имеет не менее глубинный смысл и значимость для нашего народа.
В таком прикиде хоть на подиум выходи.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и из семейного архива Бейсбековых, Шымкент