Назови его тихо по имени
Вчера торжественно закрылся IX международный кинофестиваль “Евразия”. А днем ранее состоялся так называемый “Казахстанский рынок кинопроектов”, на котором начинающие (и продолжающие) отечественные кинематографисты защищали свои идеи перед международным жюри. Внезапно так получилось, что в числе выступавших оказался и автор этих строк.
Первый казахстанский кинорынок на “Евразии” проводили два года назад. И он, как говорится, хорошо пошел - победитель того конкурса Эмир БАЙГАЗИН с “Уроками гармонии” впоследствии стал призером Берлинале. Таким образом, Байгазин из неоперившегося дебютанта разом превратился в самого крутого и востребованного режиссера страны. Метаморфозы, достойные пера Г.-Х. Андерсена. И такие же привлекательные - в этом году куча молодых, и не очень, людей отправила на кинорынок свои заявки, 10 из которых по результатам отбора вошли в финал. Ну а кому не хочется стать прекрасным лебедем?
Перед питчингом финалистов собрала продюсер и куратор кинорынка Анна КАЧКО, дабы благословить и предоставить инструкции насчет того, как выгоднее представлять свой проект. Самым фундаментальным условием был хронометраж - не более 5-6 минут.
И первый же участник питчинга сломал регламент. Причем не только по хронометражу. Артем ГАНЦЕВ разрушил его полностью. Сценарий Артема называется “Ленин в степях Казахстана” и, как бы оправдывая свое название, повествует натурально о Ленине в степях Казахстана. По сюжету в 1942 году тело вождя мировой революции тайно вывезли из Москвы, дабы он в случае чего не достался врагу.
- Это реальный исторический факт, - сказал Артем где-то на 15-й минуте своей пламенной речи. - Но он до сих пор скрывается НКВД... Ну да есть ФСБ!
Далее поезд попадает в засаду на территории нашей страны, гроб крадут, и начинаются необычайные приключения с участием Василия, которому предстоит вести народ к победе коммунизма.
- Сегодня каждый из нас создает сам символ в политике, - поделился соображениями режиссер. - Но мы не уделяем внимания его программе. И мы не знаем, что нас ждет через 20 лет. К чему приведет его власть? Может быть, расстрелы, нарушения закона.
Может быть, может быть...
Следующая участница вернула всех на грешную землю - Анара КУСАНОВА представила драму “Цепи”, посвященную теме рабства. Судя по презентации, в проекте пока больше публицистики, нежели оригинального художественного осмысления. Примерно то же самое можно сказать и о новом фильме Марины КУНАРОВОЙ “Куаныш”, который рассказывает о парне, родившемся без рук вблизи Семипалатинского полигона (у героя реальный прототип). Вообще, довольно неожиданно было увидеть Марину в новом амплуа - Кунарова известна в киномире как глава компании MG Production, и она же сняла недавно забубенный блокбастер “Охота за призраком” про хакеров и взрывы самолетов.
Вниманием к обделенным жизнью был проникнут и проект Салтанат МУРЗАЛИНОВОЙ-ЯКОВЛЕВОЙ “Завтра наступит”. Это история о 9-летнем Ерике, который заболел лейкозом. Мать договаривается об операции, но в последний момент врачи отказываются ее делать. Тогда женщина везет сына к травнику, и они начинают бороться за будущее мальчика. Но будущего в этом мире у Ерика нет, и мать это прекрасно понимает. Она просто хочет, чтобы последние свои дни сын прожил без боли и с надеждой.
Салтанат представляла свой будущий фильм очень эмоционально: было видно, что для нее это личное переживание (помимо кино она активно занимается благотворительностью).
Не менее эмоционально выступил и Антон МИТНЕВ с продюсером Валентином ЗАХАРОВЫМ. Правда, эмоции там были другого, развлекательно-юмористического плана. Как сказал сам Митнев, своего “Сельского доктора” о приехавшем в аул стоматологе он хочет сделать “в стиле Кустурицы”.
Будь моя воля, главный приз получила бы Мурзалинова-Яковлева, - но моей воли не было. Более того, я был в стане выступающих и, как мог, представил свое “Возвращение Акылхана”. Это история парня из аула, сына животновода, который едет учиться в Европу, и там становится вегетарианцем. Возвращается, а в его честь режут барана. Экзистенциональный кризис и все такое.
Кстати, поначалу проект назывался “Арман”, однако его пришлось переименовать по рекомендации “Казахфильма”, поскольку весь список финалистов представлял собой парад имен. Это вообще очень интересный феномен.
Жанна ИСАБАЕВА сняла “Талгат”, потом “Нагиму”. У Конаровой фильм называется “Куаныш”, у Мадияра КАСЫМОВА - “Дана”. И даже названия двух проектов-победителей (в этом году присудили два Гран-при) Серика АБИШЕВА и Адильхана ЕРЖАНОВА - “Адемока” и “Алиюшка”. Оба сюжета крутятся вокруг маленьких девочек, и оба рассказывают о проблеме невстроенности человека в окружающий мир.
Второй приз получили Антон Митнев и Валентин Захаров - им теперь предстоит защищать свой проект на европейском питчинге.
Серик Абишев (слева) и Адильхан Ержанов вне себя от счастья.
Валентин Захаров поедет в Европу.
Тулеген Байтукенов, фото предоставлены пресс-службой “Казахфильма”, Алматы
21.09.2013