6860

Шымкент - Техас - Алматы

Лет десять назад статья про Сакена ЖОЛДАСА должна была начинаться словами “Школьник из Шымкента с честью представил страну на международном IT-конкурсе в Румынии, завоевав второе место”. Пять лет назад: “Казахстанский студент попал в команду разработчиков Windows 7”.
А теперь не остается ничего другого, как написать, что тот самый программист Сакен Жолдас ударился в кино и осенью покажет новую романтическую комедию “Он и она”. В общем, пропатчил парень kde под freebsd.

На днях в Алматы сделали презентацию фильма с показом отрывков из него. Это голливудский такой формат представления нового продукта. Детали остались за бортом, но уже понятно, что получилось неплохо, и уйти после двух минут показа презентационного материала желания не возникло. Осталось выяснить, не возникнет ли желание после 22 минут - но для этого надо подождать до сентября.
- Вообще я айтишник и еще в школе написал программу-архиватор, которую отправили на конкурс в Румынию, - говорит Сакен. - Ее отобрали из четырех тысяч проектов, я занял второе место. Получил грант, поступил в университет и, кстати, не сдавал ЕНТ из-за конкурса, так что мне, можно сказать, повезло. Потом победил еще в одном конкурсе и параллельно подал документы на программу “Болашак”. Благодаря своей победе поехал на стажировку в Силиконовую долину и в свободное время вместе с ребятами-казахами снял первый фильм про лавочку, на которой происходят разные события. Начал увлекаться кино. Затем в какой-то момент снова больше ушел в IT, поступил в университет в Техасе. На третьем курсе на ярмарку вакансий в университет, в котором я учился, приехали представители компании Microsoft. Я прошел несколько интервью, причем проходил их последовательно у индуса, русского (он мне сказал: как только зайдем в комнату переговоров, будет только английский) и китайца. Кстати, Microsoft приглашает претендентов в Сиэтл за счет компании на два дня. Я потом только понял, что это замануха: город красивый, и пока ты там тусуешься, у тебя возникает желание остаться. В конце концов меня принимал вице-президент. Точного ответа он мне не дал, сказал, что перезвонит через две недели, но после всех встреч меня посадили в такси, и водитель-индус повернулся ко мне, протянул руку и сказал: “Поздравляю!”. Я: “С чем?”. И таксист рассказал, что каждый день возит здесь стажеров - если они выходят в обед, то их отвергли, а если вечером, значит, взяли. Так я попал в Microsoft. Мы работали над Windows 7 и 8. Параллельно занимался видео. Через некоторое время вернулся в Казахстан. Сначала пытался работать дистанционно, а потом взял отпуск без содержания. Остался здесь.
- И начал снимать.
- Да, первый ролик снял в детском садике. Все делал сам. Оказалось, что с детьми невозможно работать со сценарием. В общем, если сейчас смотреть, видно, что ролик технически не очень хорошо выполнен, но что интересно, у него было очень много просмотров в Интернете. И тут меня озарило: оказывается, я могу сделать то, что меня волнует, причем сделать сам, и людям это понравится. Даже получилось зарабатывать - я снял еще один ролик, идею которого давным-давно придумал. Снимал снова сам, потом показал менеджерам одного сотового оператора, и... компания выкупила ролик. Причем за хорошие деньги. Это был мой первый коммерческий опыт.
- Насколько я понимаю, “Он и она” ты снимал совсем не в одиночку.
- Идея была у меня давно, и я начал активно искать под нее деньги. Думал, что буду собирать по 10-15 тысяч долларов - там, сям. Были друзья, готовые вложить такие деньги. Сделал презентацию с красивыми лицами из разных фильмов. А потом через знакомого вышел на одного бизнесмена из Астаны. Встреча наша прошла на парковке, между перемещениями этого человека по важным делам. Я ему все показал, рассказал. Ну и думал, что дело отложат в долгий ящик. А он через два дня уже был готов полностью финансировать проект и попросил смету. Изначально я думал снять фильм за $150 тысяч, но это оказалось нереально, в итоге мы уложились в $300 тысяч вместе с пост-продакшн.
- Скажи мне честно, почему ты, казахскоязычный, снял картину на русском?
- Писать сценарий я вообще начал на английском. Знаешь, это удобно и технологично. В сценариях Тарантино нет фраз вроде “листья падали медленно и печально, были они желтые с небольшими красными пятнами”, он пишет: “Они сидели в кафе типа Macdonalds. Или: “Он выхватил пистолет в стиле Клинта ИСТВУДА из фильма такого-то”. И ты сразу представляешь себе сцену. Но потом мне пришлось перейти на русский, потому что там многие приколы эээ... русские. То есть между русскими и казахскими. Я старался отразить жизнь, а мы ведь говорим то на русском, то на казахском. Поэтому фильм снят на “смешанном” языке, примерно как “ғашық Жүрек”.
- Это комедия?
- Не совсем. Мне не нравится, когда пишут, что это комедия. Первая часть да, смешная, а вторая более серьезная и трогательная. Финал вообще, я надеюсь, зрителя очень удивит. Потому что там героиня раскроется совсем с другой стороны. Мне помогло то, что я программист: всю структуру сценария выстроил так, чтобы каждая сцена полностью раскрывалась только в финале.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива Сакена ЖОЛДАСА и съемочной группы, Алматы

01.08.2013

Поделиться
Класснуть