Высокий IQ для певицы вреден
Продюсер и педагог Багым МУХИТДЕНОВА (на снимке) готова говорить на любые темы: сколько стоит музыкальный проект, можно ли петь без голоса, какая музыка сейчас востребована на казахстанской эстраде. Только вопросы, связанные с недавним интервью одному из казахскоязычных журналов, ей крайне неприятны.
- Я бы никак не хотела комментировать ту фразу, которую мне приписывают и из-за которой развернулась бурная полемика, по одной простой причине - я этих слов не говорила. Любые размышления на эту тему будут выглядеть как попытка оправдаться, а оправдываться мне не в чем. Я ходила в русскую школку, педагогами моими были музыканты-евреи, у меня муж не титульной нации. Что я могу еще добавить? - говорит Багым.
- Хорошо, тогда поговорим о качестве казахстанской эстрады. Ведь вы непосредственно преподаете вокал и продюсируете музыкальные проекты. Так почему на нашу сцену чаще попадают девочки с улицы, чем из консерватории?
- Выпускники отделений эстрадного вокала обладают, конечно, голосом и профессиональной базой. Зато, как правило, отягощены весом, высоким ай-кью, ростом и прочими данными, которые мешают нам их продавать. Гиперталантливая певица с излишним весом и множеством мыслей на лице неподъемна для эстрады. Поэтому мы действительно берем девочек без базы. Более того, если это девушка из глубинки, то нам приходится обучать ее не только азам музыкальной грамоты, но еще и как ухаживать за собой, делать макияж и т.д. Да что там уход за собой… Мы первым делом их усаживаем, даем в руки текст и просим почитать. Даже это девчонки не всегда могут сделать грамотно и красиво! А ведь они должны давать интервью, общаться, выражать свои мысли. В итоге для многих из проходящих через продюсерский центр продюсеры делают больше, чем родители. Правда, не всегда девочки понимают это, случается и звездная болезнь. Когда “артистки” решают, что они, такие гениальные, находятся чуть ли не в творческом рабстве у продюсера.
- Рецепт от звездной болезни?
- К сожалению, его нет. Особенно если девочка не болеет музыкой с детства, а достаточно случайно вышла на сцену.
- Кто вы сами по образованию?
- Классический музыкант, виолончелист. Но быстро поняла, что не являюсь Ростроповичем, а всю жизнь сидеть за дальним пультом в оркестре как-то не хотелось. В девяностых я окончила факультет эстрадного вокала, тем более что и мои родители связаны с эстрадой. А сейчас учусь в докторантуре по эстрадному вокалу. Мне бы очень хотелось, чтобы темой моей научной работы стало сращивание этнической музыки и эстрады. Правда, сомневаюсь, что это понравится музыковедам. У нас ведь почему-то не очень любят, когда смешиваются два этих жанра. Но самые успешные проекты как раз возникают на стыке этники и современной подачи. И нам надо поддерживать тенденцию, чтобы оставить свой след в истории. Но, конечно, моя основная работа на студии с исполнителями и проектами, которые мы ведем, - “КешYou”, Айгуль Иманбаевой. Я занималась и с Макпал Исабековой, и с Дильназ Ахмадиевой, группами “101”, “Орда”.
- Публика любит посудачить о том, что сейчас любую длинноногую девочку можно превратить в музыкальный проект. Это правда?
- Конечно, можно, что называется, и зайца научить курить. Тем более что эстрада - развлекательный жанр. Артист выходит, и все на него смотрят, а слушают или не слушают - это уже вопрос десятый. Но часто бывает и так, что у человека шикарный голос, а он немузыкален и неартистичен. У единиц есть настоящая харизма, когда артист выходит на эстраду - и зал замолкает. Поэтому так мало настоящих звезд. Ну и, конечно, кроме голоса есть внешние стандарты. Времена Эдит Пиаф давно прошли. Все хотят видеть на эстраде высокую длинноногую девушку, и бог с ней, пусть поет под фонограмму.
- Кто из наших исполнителей по-настоящему харизматичен?
- Яркий пример - Кайрат НУРТАС. Самый обожаемый и стабильно собирающий аншлаги. Причем цена билетов на его концерт может доходить до 20-30 тысяч тенге. Недавно он выступал в Москве в программе “Добрый вечер, Казахстан”. При том что Нуртас поет только на казахском, девочки-москвички из массовки пищали и спрашивали, где его можно послушать. Эту магию невозможно объяснить - только констатировать. Так же меня удивляет группа “Музарт”. Мейрамбек Беспаев - абсолютный кумир для людей самого разного возраста, в том числе и для меня, с этим невозможно спорить.
- Можно объяснить, почему у нас мужская эстрада?
- Трудно судить - я сама больше люблю девочек. Ну чем отличаются парни? Одни и те же костюмы, только в разных орнаментах и стразах. Наверное, дело в том, что у нас много женщин и мало мужчин. На концерты ходят в основном женщины, они же решают судьбу певцов в конкурсах с SMS-голосованием.
- Работать с девчонками трудно?
- Нам не трудно, потому что мы сами женщины и понимаем, что девочек надо держать очень жестко. Это начальника-мужчину можно уболтать, разжалобить и прийти к расхлябанности, а с нами такой номер не проходит. Нас никто не жалеет, и мы спуску не даем, требуем железную дисциплину, за которую нам потом сами же девочки говорят спасибо.
- Что любит казахстанская публика?
- Например, рэп никогда не будет массовым, как и джаз, как и классика. Основная масса предпочитает эстраду, слезы-сопли. Мое консерваторское образование давит на меня, хочется, чтобы даже слезы-сопли были со смыслом.
- Что ужасает на нашей эстраде?
- Включите ближе к ночи некоторые телевизионные каналы и увидите то, что ужасает. Там транслируются удивительные концерты с непонятными девочками под 80 кило, в брючках в обтяжку, исполняющими почему-то “Миллион алых роз”. Называется - у меня есть деньги, хочу выступить на сцене. Я не понимаю людей, которые сначала допускают такие вещи, а потом еще и крутят это по телевизору.
- Одно из главных сравнений отечественной и, к примеру, российской эстрады во вложенных деньгах. Дескать, все у нас подешевле и попроще…
- А больше нет смысла вкладывать. На один проект нужно полмиллиона долларов, чтобы он стал топовым. А зрителей у нас немного - 16 миллионов, причем петь хочет каждый второй. В России зрителей больше плюс все бывшие союзные республики, а значит, зарабатываются другие деньги. Да и стоят артисты гораздо дороже. Та же “ВИА гра” берет 50 тысяч евро за концерт, а у нас самая популярная - 5 тысяч. Вот и сравнивайте. Притом любая команда требует постоянных вложений. Приличный сценический костюм стоит 1,5 -2,5 тысячи долларов. А их надо постоянно обновлять, чтобы не надоедать зрителям. Например, у “КешYou” примерно сорок костюмов. Хорошая песня - 3 тысячи, аранжировка почти столько же. Один только клип обходится в 40-50 тысяч. Вот и получается, что львиную долю заработанных денег сжирает сам проект. Крокодилы какие-то, а не девочки…
Между тем
По поводу интервью Багым Мухитденовой журналу “Жұлдызбен сырласу” с заголовком “Орыстарды, еврейлердi жек көремiн” официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет СУИНДИКОВ сообщил в Твиттере, что редактору журнала вынесено предупреждение о недопущении нарушения закона.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА