Пытательная среда
Конкурсный показ на Берлинском кинофестивале ленты молодого казахстанского режиссера Эмира БАЙГАЗИНА (на снимке) “Уроки гармонии” не обошелся без скандала. Как сообщил Интерфакс, представляя на Берлинале свое творение, Эмир заявил, что... одобряет пытки в отношении подозреваемых! Толерантная Европа в очередной раз содрогнулась от “азиатской жестокости”.
- С преступниками на другом языке говорить невозможно. Когда человек идет на преступление, он должен понимать, что с ним будут говорить на его языке, - сказал казахстанский дебютант на пресс-конференции после конкурсного показа, отвечая на вопрос о личном отношении к пыткам в полицейских застенках. Слова Байгазина тут же растиражировала западная и российская пресса.
Вопрос к режиссеру возник, понятное дело, не на пустом месте - “Уроки гармонии” рассказывают о трудной жизни подростков в ауле и содержат сцены полицейских пыток в отношении несовершеннолетних.
Между тем наши источники в Берлине утверждают: слова Эмира либо были неправильно истолкованы, либо поданы вне контекста.
Вот что рассказала известный киновед Гульнар АБИКЕЕВА:
- На пресс-конференции Эмир сказал буквально следующее: “Лично я против пыток. В этом плане для меня важна была сцена, когда один из следователей говорит: “Лучше бы я оставался учителем истории” (это в сцене, когда два следователя моют руки и обсуждают, сколько у них времени осталось, чтобы выбить показания у задержанных подозреваемых, а затем начинают их бить). Я просто не хотел врать себе, людям, человечеству: все мы понимаем, что с преступниками на другом языке говорить невозможно”.
Г-жа Абикеева не скрывает: картина Байгазина “вызвала шоковую реакцию”.
- В ней режиссер старался показать, откуда вырастает насилие, где лежат корни этого явления, - говорит киновед. - В детстве, в школе, в системе формирующихся мужских взаимоотношений. И потом этот детский, точнее подростковый, опыт переходит во взрослую жизнь. Очень смелая, жесткая картина, которую не всегда приятно смотреть, но от которой невозможно оторваться.
Кстати, на той же пресс-конференции один из журналистов сказал, что картина претендует на Гран-при.
“Казахфильм” уже разместил в Интернете видео с показа фильма - судя по нему, ленту встречали бурными аплодисментами. Похоже, “Уроки гармонии” вызвали в Берлине едва ли не такую же реакцию, как в свое время “Жестокие игры” Михаэля ХАНЕКЕ в Канне, - после премьеры того фильма критики массово бежали в бары - пить крепкие напитки, курить и молчать.
Иностранная пресса практически единогласно высказала фильму Эмира свой “одобрямс”. Так, Screen Daily написал, что фильм “интригующий, лаконичный и таинственный”, а кроме того, своей эклектикой похож на “казахский плов”.
Между тем на родине интригующий и таинственный фильм, похожий на плов, практически никто не видел. Все, что известно о ленте, - она посвящена трудным подростковым взаимоотношениям и насилию и сделана в копродукции с Германией и Францией при поддержке “Казахфильма”.
Получат ли “Уроки гармонии” главный приз Берлинале? Ответ мы узнаем уже сегодня. Об одном можно говорить с уверенностью: молодой казахстанский режиссер не только выполнил программу-минимум, о которой постоянно твердят на планерках “Казахфильма”, попав в основной конкурс фестиваля, но еще и лишний раз дал понять европейцам: в Казахстане (который многие в Старом Свете - с подачи небезызвестного Саши Барона КОЭНА - до сих пор именуют Боратстаном) умеют не только снимать “интригующие и таинственные” фильмы, но и разговаривать с преступниками “на их языке”. Впрочем, “казахстанцы нелегкой судьбы” - те же Виктор ХРАПУНОВ с Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ, встречи с которыми ждут не дождутся наши компетентные органы, наверняка догадываются об этом их умении.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы