А теперь - танцы!
- Спасибо за цветы, это мои любимые.
- Семейство крестоцветных?
Диалог влюбленных героев из фильма
В казахстанском прокате стартовал фильм “Запрещенные танцы”, и некоторые критики сошлись во мнении, что отечественное кино вышло на новый уровень, до которого еще никогда не опускалось. Мы решили проверить это утверждение, поскольку в анналах истории казахского кино есть картина “Ради будущего”, превзойти которую в принципе нельзя. Но можно, при надлежащем рвении, повторить.
Работа на показ
“Запрещенные танцы” снял дебютант в кинорежиссуре, солист группы “Орда” Ерболат БЕДЕЛХАН при поддержке продюсерского центра Jado Production. Эта компания, возглавляемая Жадырой САХИЕВОЙ, - уникальное явление на нашем рынке. Помимо того, что она занимается модой, организацией ивентов, издательским делом и так далее, с некоторых пор Jado начала финансировать производство кинопродукции. Науке доподлинно не известно, зачем это ей нужно, поскольку в 99 процентах случаев наше кино не приносит ничего, кроме убытков и мигрени, однако факт - центр уже выпустил две картины: “Каусар” Гульсины МИРГАЛИЕВОЙ и, собственно, “Запрещенные танцы”.
“Каусар” пока не вышел в прокат, но его показывали в Институте политических решений. Это такой достаточно театральный (что неудивительно, поскольку Гульсина - режиссер театра), но на удивление небезынтересный фильм о несчастной изнасилованной девушке, оказавшейся в роддоме. На удивление, потому что обычно после просмотра дебютов частных студий немножко изнасилованными чувствуют себя зрители.
Что касается “Запрещенных танцев”, то их презентовали еще в марте прошлого года - то есть между презентацией и выходом в прокат прошел почти год. Точнее, не прошло и года!
Премьеру обставили очень мудрено - для того чтобы попасть на показ, журналистам нужно было заполнить аккредитационную форму из 8 пунктов, потом получить личный код и, назвав этот индекс секьюрити, попасть в просмотровый зал (возможно, организаторы еще попросили бы РНН и СИК, но мудрое государство вовремя их отменило). Такие меры предосторожности были отнюдь не лишними, ведь фильм выходил в прокат на следующий день после премьеры, и случайные люди, проникшие в зал, за ночь могли нанести непоправимый ущерб имиджу фильма. Возможно, какие-то злопыхатели все-таки проникли на сверхсекретный показ и сделали потом свое черное дело, поскольку в последующие дни сразу несколько кинотеатров отменили дневные сеансы “Запрещенных танцев” из-за тотального отсутствия зрителей.
Опра, гангам стайл!
Справедливости ради надо сказать, что в выходные зрители у “Запрещенных танцев” нашлись. Беделхан снял стандартную для жанра историю про то, как одна танцевальная команда, сойдя в свое время со сцены, вновь триумфально возвращается, чтобы перетанцевать всех и вся.
В чем “Танцы” действительно бьют все рекорды, так это в эскапизме. Действие картины разворачивается в городе N - и это город, населенный исключительно фриками, на фоне которых даже ведущий Адиль ЛИЯН выглядит недостаточно чудаковатым, что ранее казалось в принципе невозможным. Особенно впечатляет мэр мегаполиса в ярко-красном костюме и с оранжевой бородой, запретивший танцы везде, кроме специальных площадок (видимо, за кинотеатром “Сары-Арка”). Впечатляет, но не удивляет - кажется, в Jado решили сделать авторитарного градоначальника таким фантастическим, чтобы он, не дай бог, не напомнил кому-нибудь кого-нибудь. А так он напоминает всех и сразу: просто кретин в красном костюме.
Художник-постановщик Есболат БЕДЕЛХАН сказал в интервью, что в фильме “Не Америка, не Европа, не Корея и не Япония”, но по факту “Танцы” - микс из всего этого сразу. Певицу Макпал ИСАБЕКОВУ, исполняющую роль телеведущей, замарафетили под Опру УИНФРИ; полицейский участок смахивает на глобальную выставку contemporary art; ну а больше всего в ленте неприкрытой азиатчины, которая сочится со всех сторон. Это и луноликая главная героиня (Жулдыз САПАРГАЛИЕВА), похожая на всех молоденьких корейских актрис разом, и полицейские, выряженные в узкие по-гонконгски костюмы, и танцоры, словно слизанные из фильмов Такеши МИИКЕ.
И что странно, вся эта солянка не вызывает тошноты - казахстанское кино вышло на такую степень отчуждения реальности, за которой не работают рецепторы раздражения. Если любые другие фильмы в попытке бегства от действительности все равно с ней секутся, и это выглядит когда комично (секретная спецслужба в “Ликвидаторе” САТАЕВА с названием “Республика”), когда симптоматично (продажа земельных участков с участием мафии в “Цугцванге” ЦАЙ), но никогда - органично, то “Танцы” просто полностью ушли в альтернативную реальность. Там нет ничего, что бы соотносило экранную жизнь с настоящей, и так могла бы выглядеть, например, экранизация программы казахстанского правительства по развитию нанотехнологий.
И нельзя сказать, что это плохо. Это просто единственный шанс снять кино о том, что действительно любишь, и не наткнуться на какой-нибудь чиновничий нагоняй.
Продолжаем танцевать.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото съемочной группы фильма “Запрещенные танцы”