Замкнутый круг
Многодетную жительницу Уральска обвинили в дропперстве и арестовали счета, в том числе специальный, на который поступали пособия. Начав разбираться в ситуации, женщина поняла, что не только каким-то образом попала в мошенническую схему, но и не может теперь из нее выбраться
У Тамары СИЧКАРЬ пятеро детей. Супруг женщины работает, но, как это часто бывает, средств на содержание большой семьи уходит больше, чем он получает в день зарплаты. Ситуацию худо-бедно до недавнего времени выправляли детские пособия. Но однажды они стали недоступны.
Летом прошлого года, собирая детей в школу, Тамара хотела снять деньги с соцкарты. Транзакция не прошла, и женщина сразу отправилась в банк, где был зарегистрирован соцсчет. Там ей объяснили, что неизвестные пытались снять деньги и банк самостоятельно заблокировал карту. После того как женщина предъявила свое удостоверение личности, счет разблокировали, и она смогла получить свои деньги.
- Мне уже тогда нужно было насторожиться, - до сих пор сокрушается Тамара. - Ведь если мошенники пытались снять деньги с моего счета, значит, у них уже тогда был доступ к каким-то моим данным. Но я в этом не разбираюсь. Счет разморозили, я обрадовалась и думала, что все будет в порядке. А в начале этого года соцсчет опять заблокировали.
В банке женщина выяснила, что в этот раз счет был заблокирован по представлению киберполиции Караганды. Следователь, с которым удалось связаться по телефону, пояснила, что на счет Тамары, давным-давно открытый в другом банке, были переведены 980 тысяч тенге, полученные мошенниками от жителя Караганды. Эта информация Тамару крайне удивила, потому что к тому моменту ее счет в том банке был заблокирован из-за долгов. Через несколько дней выяснилось, что 980 тысяч тенге были перечислены на счет в третий банк, открытый на имя Тамары Сичкарь. Обратившись в местное отделение третьего банка, Тамара узнала, что за несколько дней в августе через счет, открытый на ее имя, прогнали больше 5 миллионов тенге.
- Я знать не знала всего этого, сижу в декрете с пятым ребенком. Никаких счетов в этом третьем банке никогда не открывала. И тут выясняется, что я должна жителю Караганды 980 тысяч тенге. Для нашей семьи эта сумма нереальная. А то, что через этот, новый, счет прошли и другие деньги, на которые еще не пришло претензий, просто добило.
14 января Тамара отправилась в киберполицию по Западно-Казахстанской области и написала заявление с просьбой разобраться в ситуации. Однако уже на следующий день женщине пришло СМС-сообщение с отказом в расследовании.
- В полиции мне сообщили, что я прохожу по делу как дроппер, и посоветовали написать заявление в прокуратуру Уральска. Я написала, но ответа еще не было, - рассказывает Тамара.
Тем временем следователь из Караганды посоветовал женщине заключить с карагандинским истцом, выигравшим суд, медиативное соглашение.
Это соглашение между сторонами было заключено 15 января. Согласно ему Тамара Сичкарь обязалась ежемесячно выплачивать пострадавшей стороне по 50 тысяч тенге. На работе мужа вошли в положение семьи и выдали ему всю сумму в кредит на длительный срок. Сичкарь вернула карагандинцу 980 тысяч тенге одним траншем.
- Я связалась со следователем в Караганде, и та сказала, что снимает ограничения со счета. После этого я пошла в банк уже у нас в Уральске, чтобы восстановить карту. Прихожу в службу безопасности банка, в котором открыт спецсчет для детских пособий, объясняю ситуацию. Начальник этой службы говорит: “Да, хорошо, продиктуйте свой ИИН”. После этого что-то там смотрит и говорит: “Ваш счет опять заблокирован!”
Единственное, что смогли пояснить Тамаре: в этот раз счет заблокирован киберполицией уже Петропавловска! О каких суммах идет речь, на какой счет переводили деньги, кто конкретно заблокировал счет, неизвестно.
30 января к делу Тамары Сичкарь подключилась юрист: Наталья ПОГОРЕЛОВА помогла написать запросы и обращения в местную прокуратуру, в управления полиции Караганды и Петропавловска и в другие органы.
- Тамара - многодетная мать. Самый младший ребенок у нее совсем маленький. Ей очень сложно даже просто выбраться из дома. А ситуация, в которой оказалась эта женщина, очень серьезная. Я бы сказала, страшная, - говорит юрист. - На днях Тамара узнала, что в отношении нее возбуждено уголовное дело в Петропавловске. В каких еще городах страны написали заявления обманутые мошенниками люди, пока неизвестно. Сама она в этих вопросах никогда не разбиралась, законов толком не знает. Например, даже о том, что ей необходимо сходить в третий банк, чтобы запросить, кто все-таки открыл счет на ее имя, она узнала только от меня. Мы написали запросы, чтобы хотя бы прояснить ситуацию. А впереди еще очень серьезные разбирательства.
Еще один момент, который не поддается объяснению: каким образом мошенники, открывшие на имя женщины счет, сумели прогнать через него крупные суммы? Дело в том, что у Тамары несколько просроченных кредитов во втором банке и ее счет там уже несколько месяцев заблокирован.
- Когда я сама пыталась открыть счет в другом банке, чтобы взять кредит, сразу сказали, что я в черном списке и ни о каком кредите мне даже думать не стоит. А если счета где-то и будут открыты, то их сразу заблокируют, потому что система едина, - недоумевает женщина.
Остается открытым и вопрос о том, каким образом ей заблокировали специальный счет. В законе “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан” предусмотрен запрет на взыскание денег со счетов, предназначенных для зачисления пособий и социальных выплат, алиментов на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей. В выписке со счета банка, который заблокировали киберполицейские, четко прописано, что это счет для спецпособий. И на этот вопрос ни у самой Тамары, ни у юриста, которая решила помочь женщине, тоже нет ответа.
-Мы просто находимся на грани, - плачет Тамара. - Своего жилья у нас нет, мы снимаем дом. Из-за того что мне заморозили счет, у нас пошла просрочка и за жилье, и за коммунальные услуги. Я уже не говорю о продуктах и одежде. Муж часть своей зарплаты теперь будет отдавать за кредит, которым я погасила долг перед жителем Караганды. Хозяйка дома сказала, что подождет, пока мне откроют счет. Но на сколько хватит ее терпения? Понятно, что рано или поздно с меня потребуют все деньги, которые провели через счет. Это 5 миллионов! Я не представляю, где их брать. В полиции меня считают дроппером, и никто не хочет разбираться с тем, как я попала в эту схему. Я просто не знаю, что делать дальше, как из этого выбраться!
Сейчас Тамара Сичкарь с Натальей Погореловой ждут ответов от инстанций, в которые были написаны обращения.
Редакция сделала запрос в киберполицию с просьбой прояснить ситуацию.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Злата УДОВИЧЕНКО