1942

«Пап, ты круче, чем все супергерои Марвела»…

«Пап, ты круче, чем все супергерои Марвела»…

Так почти каждый день говорит старшая дочурка своему папе Сухрабу АППАЗОВУ. В отличие от выдуманных персонажей из комиксов и кино, он реально помогает спасти мир. Точнее установить и сохранить его… между теми, кто оказался в боевых действиях. Сухраб, если откинуть все его военные звания и регалии, миротворец! Как и почему военные им становятся? Чем конкретно они будут заниматься в горячих точках?

Он будет в числе казахстанского контингента, который в ближайшее время отправится в миротворческую миссию на Голанские высоты. Это спорная территория между Израилем и Сирией. Главная задача «голубых касок» - помогать в урегулировании конфликта и поддержании режима прекращения огня. Опыт у наших ребят в таких операциях есть, но в составе батальонов других стран. Если вспомнить, то за 16 лет участие в них приняли более 600 казахстанских военнослужащих. За их плечами семь миротворческих миссий ООН: в странах Африки, Ближнего Востока и Азии.

 И вот впервые в истории наши военные будут выполнять миссию самостоятельно! Не так давно Казахстан получил на это мандат от ООН. Это, считает старший офицер управления миротворческой подготовки Центра миротворческих операций Министерства обороны РК, майор Сухраб Аппазов, большой уровень международного доверия и показатель отличной подготовки наших военнослужащих. Кстати, герой нашего материала в активных сборах, скоро вылет первой группы миротворцев. Но дать небольшое интервью нам он успел.

- Сухраб, миротворцами ведь становятся добровольно. Как вы пришли к этому?

- Начну с того, что все мои братья – военные. Пример всегда был перед глазами. Поэтому и речи быть не могло, кем быть? Поступил в военный институт. Потом по распределению попал в казахстанский миротворческий батальон, который базировался в Капшагае. От офицера-переводчика дослужился до начальника службы разведки батальона, потом мы доросли и до полка. Конечно, я учился и за рубежом, проходил спецкурсы в Европе от ООН.

- Вы миротворец с опытом. Когда случилась первая миссия?

- В 2018-м. Мы участвовали в развертывании нашего контингента на миссии временной силы ООН в Ливане. Тогда 120 наших ребят были в составе индийского батальона. Опыт, конечно, получили колоссальный. Кроме этого я для себя взял еще кое-что. Мне в память врезалась одна картина. Даже не обстрелы и постоянный трафик с беженцами. Я помню лагеря сирийских беженцев, где все дети в рваной одежде гоняют по земле рваный мяч. Я тогда понял, что хотя бы отчасти немного могу помочь сдержать противостояние, сохранить мир между странами, которые находятся в этом конфликте. Поэтому когда объявили о том, что формируется новая миссия, я даже не думал о том, заявлять свою кандидатуру или нет, был одним из первых.

- Вы, наверное, были в числе с главных претендентов? Вообще, насколько сложно пройти отбор?

- Опыт в миссиях – это хорошо, но все равно нужно осилить все этапы отбора. А их немало. Сначала на базе Центра миротворческих операций надо пройти психологическое тестирование, потом показать свою физическую, огневую и боевую подготовку. Выбирают лучших. Затем на протяжении полугода происходило слаживание подразделения. Это когда каждому определили его должность и роль в миссии. И он начинает оттачивать необходимые навыки, нужные именно для его задач. Потом уже все работали в составе группы, роты, взвода. После шла программа подготовки миротворцев по стандартам ООН. Изучали мы и нормы международного права, и культурологию. Ну, и, конечно, на практике отработали и тактические действия. В том числе и по патрулированию блокпоста, сопровождению гуманитарных грузов, охраны базы.

- Этим вы и будете заниматься в миссии?

- В том числе, если понадобится. Основное же наше предназначение - резерв командующего силами быстрого реагирования ООН. Это очень ответственно. Смотрите, на спорной территории, вдоль линии разграничения расположены посты Организации Объединенных Наций. Если вдруг случится нападение на один из них, то мы обязаны в оперативном порядке прибыть, организовать патрулирование, усиление, если необходимо, то и эвакуацию. Также нас могут перебросить в какую-то определенную точку. Наше подразделение самодостаточное, то есть у нас есть не только оружие, но и военная техника. Поэтому мы можем мобильно добраться до места и развернуться. В нашем контингенте есть инженерно-саперная группа. И при согласовании спецы могут поехать и помочь в обезвреживании взрывных устройств. Кстати, наравне с нами будут служить и женщины. По стандартам ООН они должны занимать в составе миссий не менее 5%.

- Многие спрашивают на счет оружия. Вы можете его использовать?

- Только для самообороны!

- Вы пробудете там целый год, вдали от семьи. Служба службой, но как будете отдыхать в свободное время, как-то же надо отвлекаться, восполнять силы?

- Конечно! Поэтому мы туда берем с собой разные настольные игры, от шахмат до нард. И потом мы будем отмечать все праздники, готовить концерты, проводить спортивные турниры внутри подразделений по футболу, волейболу. Но любая служба зависит от тыла. Главный, как говорят, бэкграунд военного - это поддержка семьи.

- У вас как с этим? Ваше желание участвовать в миротворческих миссиях все поддержали?

- Жена не сразу (смеется). И я ее понимаю. Многое в отсутствие меня ляжет на ее плечи. Но она, конечно, потом поняла и согласилась, что это необходимо. Ведь я не просто в командировку еду, а буду помогать в укреплении мира. А когда семья поддерживает, тогда и на душе легко. Тогда можешь спокойно выполнять любые задачи в любой точке мира.

- У вас две дочки. Они уже понимают, кто их папа?

- Младшей всего четыре года, она еще не понимает. Старшая – первоклассница, уже осознает. Бывает, смотрим с ней кино, а там супергерой поднимает гриф и блины в 200 килограммов, а она поворачивается и говорит: «Пап, это же ты его научил? Ты у меня круче всех марвеловских супергероев».

- Что для вас значит предстоящая миротворческая миссия? Чем она важна для нашей страны?

- Это моя миссия как человека и военного – хочу быть причастным к сохранению мира во всем мире. И это мой долг. И потом для наших ребят – это огромный практический опыт в тех условиях, что приближены к боевым. Это повысит потенциал наших Вооруженных сил. Для страны – это отличное международное военное сотрудничество.

Елена БАХАРЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть