5621

Лететь впереди самолёта

Даже тогда, когда пандемия коронавируса практически парализовала авиа­сообщение во всем мире, пилот-инструктор авиакомпании SCAT Рустам ГАББАСОВ не выпускал штурвала из рук, продолжая совершать вылеты - до пяти рейсов в неделю. Впервые за свой многолетний стаж в авиации он перевозил не людей, а грузы, которые так были нужны людям: медицинские маски, средства для индивидуальной защиты, лекарства, аппараты ИВЛ и другую необходимую технику для инфекционных стационаров.

Лететь  впереди самолёта

Почетный авиатор, заслуженный работник авиа­ции Рустам Габбасов - потомственный летчик. В профессию пришел вслед за отцом. Николай Габбасов был не просто пилотом, а командиром правительственного экипажа. Много лет борт №001 - самолет Ан-24 с бортовым номером 46310 - перевозил по всему миру первых ­лиц государства: Динмухамеда ­КУНАЕВА, затем Нурсултана НАЗАРБАЕВА, премьер-министра Сергея ТЕРЕЩЕНКО.

- Конечно, пример отца был для меня самым главным в жизни, хотя многое в силу особенности его работы оставалось тайной за семью печатями. Но я всегда знал, что пойду в авиацию вслед за ним, несмотря на то что все детство и юность профессионально занимался танцами, окончил физико-математическую школу. Любовь к самолетам появилась рано: в восемь-девять лет увлекся авиамоделированием. Занимался в кружке при станции юных техников. Самым любимым занятием было запус­кать свои самолеты в воздух.

С отличием Рустам Габбасов окончил Краснокутское летное училище, в котором когда-то учился его отец, затем Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации. Его карьера в авиации началась в первые годы независимости Казахстана. Имея такую профессию и отличные навыки, молодой летчик мог неплохо устроиться в любой европейской стране, где самолеты были лучше и платили щедрее. Но вместо этого он вошел в число пилотов первой казахстанской коммерческой авиакомпании.

- С основателем компании SCAT Владимиром ДЕНИСОВЫМ мы больше трех лет летали в одной кабине: я - вторым пилотом, - рассказывает Рустам Николаевич. - Владимир Иванович был не только моим инструктором, но и фактически вторым отцом. ­Поэтому сколько ни пытались меня переманить, все было бесполезно. Да и казахстанское небо для меня самое красивое, потому что родное.

За плечами Габбасова первые рейсы авиакомпании из Шымкента в крупнейшие города мира. Экипажи под его управлением открывали полеты в Москву, Стамбул, Анталью, Дубай, Токио. Первый рейс из Казахстана в Японию состоялся 6 июля 2019 года. Аэропорт Нарита встречал казахстанцев проливным дождем.

- Самолет сажали в очень непростых условиях: ливень и сильный боковой ветер. Но мы, конечно, справились, - рассказывает командир воздушного судна Рустам Габбасов. - В аэропорту нас встречала делегация, журналисты.

Рустам ГАББАСОВ дома с дочерью.

Сложные погодные условия бывают в любой стране вне зависимости от времени года, говорит летчик. Летом это высокая температура, турбулентность и грозы. Осенью или зимой - туман, снегопад или гололед на взлетной полосе. Посадки в условиях нулевой видимости в туман относятся к категории 3α (три альфа). Не­штатные ситуации для “дальнобойщиков” (так летчики между собой называют пилотов дальнемагистральных рейсов) не редкость. Но каждую из них отрабатывают на тренажерах до нюансов.

- Мы готовимся к различным ситуациям: сложным метеоусловиям, отказу двигателей, оборудования или систем самолета. Каждый авиаинцидент, произошедший в мире, разбираем детально: что произошло, как действовали пилоты, какие возможные ошибки были допущены. Моделируем эту ситуацию на тренажере и полностью отрабатываем ее, - поясняет Рустам Габбасов. - Пилоты учатся всю жизнь. Каждые полгода проходим тренировки на симуляторах воздушного судна. Постоянные тесты, зачеты, экзамены.

Чем чреват отказ двигателя, Габбасов знает не понаслышке: в 2000 году во время взлета на Ан-24 с аэродрома Кызылорды самолет угодил в стаю голубей. Один двигатель из-за попавших внутрь птиц заглох сразу, другой держался и даже вышел на режим. Сделав круг, Рустам Габбасов посадил самолет на полосу.

Восьмичасовой рабочий день - обычное дело для большинства людей. А если все восемь часов провести за штурвалом самолета в условиях максимальной концентрации внимания?

- К такому режиму привыкаешь. Это наша работа, - говорит Рустам Николаевич. - Пилот, по сути, должен лететь впереди самолета, чтобы чувствовать, как идет полет. Молниеносно принимать решения, основываясь на данные бортовых систем.

Пассажиры, не умеющие вести себя в рамках приличий, коими в последнее время изобилуют казахстанские авиарейсы, по его признанию, дико мешают работе. К дебоширам на борту Габбасов относится максимально жестко, вызывая полицию при первой возможности. Культуре поведения в самолете тоже нужно учить, уверен он.

Мне всегда было интересно узнать, слышат ли пилоты аплодисменты пассажиров после приземления. Слышат, только если дверь в кабину приоткрыта. И такая благодарность всегда приятна.

А вот предполетных ритуалов в его жизни немного: обязательно хороший сон перед рейсом, звонок домой родным и янтарные четки в руках в качестве талисмана. Если есть время, можно посмотреть любимый фильм про летчиков: “Мимино” или “В бой идут одни “старики”. Там все про жизнь, говорит Габбасов. После полета он снова обычный человек, которому уже не нужно нести ответственность за сотни жизней. Расслабиться помогают вкусный ужин в кругу семьи, баня и занятия спортом. В его домашней коллекции самолетов больше полусотни моделей лайнеров, которые помещаются на пяти полках.

- Небо любите? - наивно спрашиваю я у человека, за плечами которого 15 тысяч часов налета: почти два года он провел в небе.

- Конечно! Особенно на восходе солнца. Вот тогда оно самое красивое, - признается Рустам Николаевич. - А самое тревожное небо - грозовое. Это всегда опасно, нужно обходить грозу. Поэтому пожелание чистого неба, наверное, самое правильное для пилотов.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть