18008

Василий Симачёв: Мы не дали бандитам войти в большую политику

Дважды занимавшего пост замминистра внутренних дел Василия СИМАЧЕВА можно назвать отцом казахстанского уголовного розыска. На его счету множество громких раскрытых дел: например, именно он вычислил и задержал людоеда Николая Джумагалиева. В лихих 90-х Симачев был на передовой борьбы с преступностью. О нем всегда хорошо отзываются коллеги, с уважением говорят бывшие подчиненные и ученики, и даже в криминальном мире к нему относятся со всем почтением. О Симачеве ходит много легенд, и его биография отражает историю становления органов правопорядка независимого Казахстана.

Василий Симачёв: Мы не дали бандитам войти  в большую политику
Василий Симачёв, генерал-лейтенант полиции.

Самый известный ярлык, которым наделили Василия Васильевича, - отец “Белой стрелы”. Среди граждан да и в самих правоохранительных органах ходили слухи, что в недрах МВД в конце 90-х - начале 2000-х создали такую структуру, которая занималась физическим устранением руководителей преступных группировок и коррумпированных чиновников высокого ранга. Тогда лидеров многих ОПГ убивали или они погибали в результате несчастных случаев, и молва приписывала это таинственным эскадронам смерти. Вспомните хотя бы историю с разгромом ОПГ Атаба, “Четыре брата”, Бахи-фестиваля, Рыжего и Черного Алмазов. Вот и я первый вопрос задал про это, но Симачев отмахнулся и сказал, что никакой “Белой стрелы” не существовало.

- Мы не дали бандитам войти в большую политику, - с определенной гордостью ответил мне Василий Васильевич. - Вы только представьте, если бы те же лидеры ОПГ, такие как Рыжий Алмаз, Баха-фестиваль, Атаба или братья Крыкбаевы, стали большими чиновниками или руководителями нацкомпаний, во что бы они превратили страну?! В соседней России бывали случаи, когда бандиты лезли во власть, и мы знаем, чем это заканчивалось. И здесь в этом вопросе у руководства страны и всех спецслужб была единая позиция.

- Но искоренить-то преступные группировки МВД до конца не удается, правда же?

- Утверждать, что победили, будет несусветной глупостью. Полностью побороть как организованную, так и в целом преступность невозможно в нашем мире. Но вот уровень преступности снижать можно, нужно и важно. Общество должно жить и развиваться по цивилизованным правилам и законам. Иначе не будет прогресса и мирного сосуществования. При этом отмечу, что казахстанская организованная преступность имеет отличительные черты от той же российской, хотя ОПГ в обеих странах имели одинаковый старт с конца 80-х годов. Там и здесь начиналось все с рэкета мелких базаров, рынков покрупнее, кооперативов и небольших фирм. Затем аппетиты бандитов только росли, и в 90-х все доходные части малого и среднего бизнеса они стали подминать под себя. Позже такие группировки, как Атаба, “Четыре брата” и Рыжего Алмаза, пошли дальше и замахнулись на серьезный бизнес, строительный сектор и нефтяную отрасль. Более того, их сферой интересов стали международная торговля в направлении Китая, таможенные посты и терминалы.

- Ну да, помним, как потом громили эти группировки…

- Нам удалось достичь успеха за счет правильного взаимоотношения с другими правоохранительными органами страны и, конечно, благодаря профессионализму полицейских. Нам всегда навстречу шли и прокуратура, и суды, большую помощь оказывали соседние ведомства: КНБ и финансовая полиция, а еще таможенная и налоговая службы. Именно благодаря слаженной работе всех ведомств нам удалось не допустить бандитов к большой политике и большому бизнесу.

Поскольку Симачев был первым заместителем министра внутренних дел Каирбека СУЛЕЙМЕНОВА и всегда курировал работу уголовного розыска, то ему поручали возглавлять оперативно-следственные группы по самым сложным и резонансным делам. Одним из таких было заказное убийство руководителя республиканского госпредприятия “Казспецэкспорт” Талгата ИБРАЕВА. При Минобороны это РГП занималось утилизацией, сдачей в аренду и продажей оружия, военной техники и оборонных объектов. В обязанность РГП включили и экспорт оружия и военной техники, которую списывало Минобороны.

Расследование было на конт­роле самого президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Убили-то человека, имевшего доступ ко всем секретным документам страны. Да к тому же за день до убийства тот вернулся из Индии, где провел переговоры по поставкам танков. Сделка с Индией сопровождалась еще и международным скандалом, пакистанские власти высказывали открытое недовольство этим. Кроме всего преступление было совершено накануне официального визита в Казахстан госсекретаря США Мадлен ОЛБРАЙТ. Василий Симачев вспоминает:

- Убийство Талгата Ибраева было совершено в ночь на 15 апреля 2000 года. Труп был обнаружен в его служебном автомобиле во дворе дома. Киллер всадил пять пуль, одну из них - контрольно в голову. Возле трупа лежало и орудие убийства, пистолет Макарова.

Для раскрытия преступления была собрана бригада из 50 лучших оперативников МВД. Их я разделил на четыре группы, которые работали автономно друг от друга. Начались ежедневная рутина, опрос ближайшего окружения убитого, установление мотивов, отработка всех контактов и связей. В ходе следствия определили психологический портрет погибшего: Талгат Ибраев был человеком честным, скромным, служил интересам страны. Стало понятно, что его убили за то, что мешал воровать или сорвал сомнительный контракт.

Расследование велось в особом режиме, так как работа оборонного предприятия была засекреченной. Допуск по многим документам даже нам ограничивали, мы тратили кучу времени и сил для оформления всех необходимых разрешений.

Тем временем был назначен новый генеральный директор РГП. Им стал бывший заместитель, в прошлом кадровый разведчик Эрсу КОШКАРОВ. Он производил приятное впечатление. В меру погоревал о кончине своего бывшего шефа и потом деловито приступил к новым обязанностям. В ходе следствия выяснилось, что к разработке секретных материалов в коллективе кроме гендиректора были причастны всего два сотрудника: тот самый бывший заместитель Эрсу Кошкаров и бывший помощник покойного Анатолий АДАМОВ. Оба имели отношение к разработке плана по продаже самолетов в Пакистан. Стоимость контракта на тот момент оценивалась в сотни миллионов долларов. В случае его реализации участники могли навариться на очень большие деньги.

Прослушивание телефонных разговоров этих подельников позволило вычислить киллера, который намеками требовал расчета за работу. В поле зрения попал некий Амангельды АМАНГАЛИЕВ. Он числился в международном розыске, но все время находился в Казахстане.

Заказчиков преступления полицейские решили брать 16 августа 2000 года, когда уже было собрано достаточно доказательств и улик. Наружка выявила их тесные связи с отдельными лицами из Совета безопасности и администрации президента. Поэтому Симачев и Сулейменов выезжали на задержание всех соучастников.

Василий Васильевич является не только свидетелем отдельных исторических событий, но и непосредственным их участником. Именно он руководил первой в истории Казахстана операцией по ликвидации террористов в центре Алматы в сентябре 2000 года. Добро на проведение спецоперации давал тогдашний премьер-министр страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Летом 2002 года, возвращаясь из отпуска с Алаколя, Василий Васильевич с супругой попали в аварию. Травмы оказались очень серьезными. Он восстанавливался больше полугода. Вышел на работу, но травмы не давали вести работу в полном режиме. Тогда-то и решил Симачев уйти из МВД. И хотя он уже много лет в отставке, но до сих пор считается одним из лучших оперов за всю историю страны.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть