3138

Загипа БАЛИЕВА, политический деятель: Было всё: трудности, слёзы и победы

Экс-депутат, ныне проректор Казахского национального исследовательского аграрного института Загипа БАЛИЕВА застала передислокацию столицы из Алматы в Акмолу в должности председателя Центральной избирательной комиссии.

Загипа БАЛИЕВА, политический деятель: Было всё: трудности, слёзы и победы

Она рассказала нашей газете, какие чувства испытывала при переезде, при вручении главе государства президентского удостоверения после его победы на выборах и что все-таки подразумевала, когда в далеком 1999 году многозначительно напомнила парламентариям, каким образом они заняли свои кресла…

- Это был июнь 1994 года, когда впервые Нурсултан НАЗАРБАЕВ обратился к нам с вопросом о переносе столицы. Я тогда была депутатом 13-го созыва Верховного совета. Больше половины депутатского корпуса восприняли идею очень настороженно, не поддержав ее. Переехать из обжитого красивого Алматы на север не все были готовы. Но впоследствии, 6 июля 1994 года, решение приняли, и Акмола начала готовиться к приему первых переселенцев с юга, - вспоминает Загипа Яхяновна.

В 1997-1998 годах госслужащие направились в новую столицу. Это была романтика, сопровождавшаяся смешанными чувствами: переселенцы не знали, что их ждет, они оставили дома своих детей, потому что устроить их в школу и детский сад было проб­лематично. Выручили бабушки и дедушки. Спасало и то, что работали поначалу вахтовым методом: две недели в Астане, две - в Алматы.

Новоселов, привыкших к жаркому алматинскому климату, Астана встретила лютым морозом. Было все: слезы, разочарование, сомнения и в то же время радость. По ночам не могли уснуть из-за завывающего ветра.

- Первое время жили в общежитиях, что вызывало у меня ассоциации с молодостью. Все госслужащие ходили в одну пельменную. Как в советское время, бегали друг к другу, просили соль, сахар, подсолнечное масло. Если кто-то варил бешбармак, обязательно звал в гости. Весело было! Позже нам начали выдавать квартиры в новых домах в микрорайонах “Самал” и “Красная деревня”. Многие до сих пор в них живут, потому что они очень комфортные, - рассказывает Загипа Балиева.

Местные жители ей показались очень прямолинейными, суровыми людьми. Южане все-таки мягче, в чем-то хитрее. Наверняка коренным целиноградцам не нравилось, что лучшие квартиры достаются переселенцам.

Северяне всегда распознавали в растерянных прохожих приезжих алматинцев, когда те спрашивали, как проехать: “вверх или вниз” по улице, или просили довезти “до угла улицы”.

- Местные отвечали: “У нас нет верха-низа, какие углы вы все время ищете?” - смеется наша собеседница. - Новым зданиям астанчане обязательно давали народные названия: “зажигалка”, “две свечки”, “чупа-чупс” и так далее. И ведь прижилось! Интересный народ… Помню, пришли в местное кафе и спросили у официанта, есть ли фреш. Он ответил, что выяснит, но через час пришел и с серьезным видом говорит: “Фреш еще не завозили!” Хотя мы и сами-то недавно узнали, что свежевыжатый сок так называется.

Постепенно жизнь в новой столице стала налаживаться, вот так незаметно пролетели 23 года…

Загипа Балиева была свидетелем того, как на левобережном пустыре, где стояли дачи и росли высокие кустарники, закладывали здания Акорды, парламента, правительства.

Первый офис Центризбиркома был в здании администрации президента, которое сейчас занимает акимат. Потом на этой же площади построили здание, в котором разместились медиацентр АП, Конституционный совет, Агентство по стратегическому развитию и ЦИК.

Центризбиркому отвели целый этаж, работать приходилось день и ночь. Избирательные участки постоянно менялись, было 10 тысяч избирательных комиссий всех уровней, 100 тысяч членов комиссий по всей стране.

Первые выборы, прошедшие в новой столице, - выборы президента 10 января 1999 года. Было много кандидатов, подготовка шла очень серьезная. Вступили в силу поправки в выборное законодательство. Кандидаты сдавали экзамены на знание государственного языка.

Инаугурация президента прошла в Конгресс-холле, собрались главы многих государств, ино­­с­транные делегации.

- Мне, как председателю Центр­избиркома, нужно было при всех вручить Нурсултану Назарбаеву удостоверение президента страны. На сцене лежала белая кошма, в центре - трибуна, за которой стоял президент. Исторически на белой кошме поднимали избранного хана и объявляли его правителем народа. Для казахов это священный атрибут, и я не могла наступить на нее. Я лишь подошла к краю кошмы, и Нурсултан Абишевич, поняв всю деликатность ситуации, направился в мою сторону, чтобы получить удостоверение. Никто этот момент заранее не обговаривал, и я рада, что знание истории и внутренний голос помогли мне не оплошать в такой ответственный момент, - рассказывает экс-глава Центризбиркома.

- Изменились ли выборы за последние 23 года? Может, они стали более справедливыми, демократичными? - спрашиваю я.

- А почему вы говорите “более”? Выборы у нас всегда были справедливыми! - уверена Балиева. - В избирательной кампании всегда будет два мнения: победители считают, что все было честно, проигравшие с ними не согласны. Это аксиома. Я не помню выборов ни в одном государстве, где не было бы недовольных, где считали бы, что все прошло прозрачно. Это политическая реальность всех государств. Мы получали от всех комиссий подписанные протоколы, подводили итоги по их результатам. Подсчитывали голоса и определяли победителя. Я не видела ни одного испорченного, исправленного протокола, не верить им у меня не было никаких оснований. Я помню, как все дружно шли на выборы. Это был настоящий праздник. Да, были споры, были недовольные, это нормально для избирательной кампании.

Что касается замечаний иностранных наблюдателей, говорит Загипа Балиева, то они всегда были, есть и будут:

- Им не нравилось, что у нас урны непрозрачные, мы их заменили. Критиковали, что избирательные участки расположены далеко, мы сделали на каждые 3 тысячи избирателей по одному участку.

В 1999 году председатель ЦИК на пленарном заседании сказала депутатам: “Вы не забывайте, как сюда попали!” Некоторые СМИ увидели в этих словах намек на то, что депутаты заняли свои кресла в результате подтасовки голосов на выборах.

- Мои слова вырвали из контекста, журналисты интерпретировали так, будто я вышла и погрозила пальцем. Это был спор двух депутатов от разных партий. Они предъявляли друг другу претензии по поводу избрания. Разгорелся конфликт. И я тогда произнесла эту фразу, пояснив, что депутаты избраны народом, каждому оказано доверие, за каждую партию отданы голоса, - вспоминает событие тех лет наша собеседница.

- Как изменилась политическая ситуация за все эти годы?

- Политика всегда остается политикой и зависит от экономической составляющей. Сейчас много людей, которые стали более независимыми, уверенными в том, что каждый в нашей стране может стать депутатом мас­лихата, парламента. И это нормально. Растет политическое самосознание. Мажоритарную систему выборов сменила пропорциональная. В этом изменения, а в остальном - нет, все та же борьба.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть