4669

Талгат КУЗЕМБАЕВ, оперный певец: Госпремию я получил не за гимн

Начиная с 2006 года куда бы ни приехал с выступлением солист Казахского национального академического театра оперы и балета им. Абая Талгат Кузембаев, публике обязательно подчеркнут: это наша гордость, официальный исполнитель гимна Казахстана. А голос у певца действительно потрясающий! В нем есть и стальная нотка, и бархатистая мягкость.

Талгат КУЗЕМБАЕВ, оперный певец: Госпремию я получил не за гимн
С Талгатом Кузембаевым мы встретились возле памятника Шамши Калдаякову, автору музыки гимна.

- Как выбирали исполнителя гимна, не знаю, никакого специального отбора я не проходил, - признается певец. - Просто в 2005-2006 годах часто ездил в Астану, как и другие солисты нашего театра. Столице нужна была насыщенная культурная жизнь, поэтому мы пели и в концерт­ных программах, и в спектаклях Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой. Именно за исполнение партии Риголетто в постановке режиссера Юрия АЛЕКСАНДРОВА в театре имени Куляш Байсеитовой я получил госпремию, а не за исполнение гимна, как все почему-то считают.

С гимном же произошло так: мне позвонили и сказали, что надо записать гимн с новым текстом. Это было 7 января - накануне я отметил день рождения. С тех пор говорю, что самый лучший подарок, который я когда-то получал в день рождения, - это возможность исполнить гимн своей страны.

Гимн надо было представить на инаугурации президента 11 января. Сначала мы попробовали записать минусовку, то есть только голос. Сделали несколько вариантов, но все это было не то. В итоге было решено сделать полноценную версию с живым оркестром и хором. Времени было очень мало, но мы все успели. Недавно меня попросили передать листок с текстом гимна в музей Талдыкоргана, где он теперь и будет храниться. Я очень рад, что первым из казахстанцев читал эти слова, привыкал к тому, как звучит новая версия.

Первый гимн Казахской ССР появился в 1943 году. Его слова написал 27-летний Каюм МУХАМЕДХАНОВ, а музыку создали композиторы Мукан ТУЛЕБАЕВ, Евгений БРУСИЛОВСКИЙ и Латиф ХАМИДИ. Этот гимн звучал 50 лет. С обретением независимости поменялся его текст. Новый вариант слов написал авторский коллектив - Музафар АЛИМБАЕВ, Кадыр МЫРЗАЛИЕВ, Туманбай МОЛДЫГАЛИЕВ и Жадыра ДАРИБАЕВА.

9 мая 2000 года президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил, что стране необходим новый гимн. С 7 января 2006 года гимном Рес­публики Казахстан стала песня “Менiң Қазақстаным”, написанная в 1956 году Шамши КАЛДАЯКОВЫМ на слова Жумекена НАЖИМЕДЕНОВА, в которую были внесены изменения для соответствия статусу государственного гимна. Правки сделаны Нурсултаном Назарбаевым, и он считается соавтором текста.

А 15 января, через четыре дня после инаугурации, во Дворце Рес­публики в Алматы прошел официальный концерт, посвященный новому гимну страны и его автору Шамши Калдаякову. Так началась новая страница в жизни самой популярной и любимой народом песни, ставшей музыкальным символом страны. Учить ее особой необходимости не было, потому что “Мой Казах­стан” был в сердце у каждого. Единственное отличие - теперь эту песню не исполняют на тоях и застольях в связи с официальным статусом.

- Готовиться каким-то особенным способом не пришлось, - улыбается Талгат, - это же известная, любимая всем народом песня - та, которая вдохновляет, заставляет расправить плечи! Она заслуженно стала нашим символом. При исполнении такой музыки важно то, что ты чувствуешь внутри. Это и есть патриотизм, наверное.

Как понимает патриотизм певец? Вот тут в нашем разговоре получилась пауза. Время для размышления. Проще всего было скатиться в пафос: Талгат - особенный артист, он на сцене оперного театра исполняет Абая, Абылай хана, многочисленных царей и больших людей. Так что легко можно было забронзоветь. Вместо этого, подумав, певец выдыхает: патриотизм - это работа. Это когда перед тобой нет выбора - выложиться или сделать что-то вполсилы.

- Да, я патриот. Не потому, что могу говорить какие-то красивые слова. Но я никогда не пытался выбрать что-то полегче, - признается Талгат. - Я жил в ауле, как все казахи, играл на домбре и любил петь. После 10-го класса с любимым инструментом приехал в Алматы на конкурс молодых талантов и хотел поступить в консерваторию...

Талгата послушали и сказали, что с таким голосом надо идти в оперный театр. Парню было 17 лет, он ни разу не был в опере и, конечно, не хотел туда. Но корифеи убедили, привели такой довод: мол, у тебя еще голос не сформировался, музыкального образования нет, вот поучись два года в оперной студии, а после этого поступай в консерваторию. Именно в студии Талгат и полюбил оперу, попробовал петь в хоре. А потом его забрали в армию.

- У меня и мысли не было просить отсрочки, пытаться избежать армии. Служил я в музыкальной роте, далеко от родины, и даже на побывку домой съездить не получилось, - вспоминает артист. - А когда находишься вдали от дома, быстро взрослеешь и начинаешь ценить то, что тебя окружает. Именно в армии я прошел настоящую вокальную школу: петь пришлось очень много, разный репертуар. Так что в Алматы я вернулся готовым специалистом и сразу поступил в консерваторию.

Мне повезло с учителями. Это были звезды нашего оперного театра, и к своим главным партиям я еще долгое время шел, работая с ними на одной сцене. Иногда просил: “Дайте уже Абая спеть!” Они шутили: ты подрастай, набирайся опыта, вот уйдем мы на пенсию, тогда и получишь все заглавные партии. Так и случилось. Я баритон, но не лирический, а драматический, по характеру вообще бас. У нас ведь в опере категории: тенора - это шустрые влюбленные, баритоны - злодеи, басы - добряки. Я себя считаю басом.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть