От первого па до первого шага
Девочка из Капшагая стала заниматься танцами на коляске, чтобы снова научиться ходить
Выступление 13-летней Акнур АКЖАРКЕНОВОЙ на одном из алматинских танцевальных состязаний я увидела в сторис организаторов конкурса. Все шло как обычно на подобных мероприятиях: веками выверенные движения народников, причудливые коленца современных танцев, забавные пляски малышни, одобрительный гул родителей. Но тут на сцену выехала она.
Софиты выхватили тоненькую фигурку в ярком платье, блеснула сталь коляски. Повисла тишина. Каждый жест, поворот головы, движение глаз юной танцовщицы ловили зрители. И взорвались аплодисментами. Не потому, что выступала девочка на коляске. А потому, что станцевала так, что коляску-то никто и не заметил.
Семья Акнур живет возле Капшагая. А танцевальный зал, где она занимается, находится в городе. Ей приходится пользоваться услугами такси или просить подвезти старшего брата. Родители Акнур работают: мама - в собесе, папа - оператор башенного крана.
Встретиться и поговорить мы решили на репетиции, куда она приезжает три раза в неделю. На полке с кубками и дипломами местных воспитанников немало наград заработано ею. Чаще всего Акнур привозит золото. Одна из недавних побед - первое место на Кубке мира по паратанцам в 2019 году в Санкт-Петербурге.
Сегодняшняя репетиция у Акнур необычная. Девочка то и дело просит прервать занятия, чтобы выйти на онлайн-урок в zoom-конференцию - началась неделя контрольных работ. Сейчас Акнур, как и ее одноклассники, учится онлайн. Для девочки-подростка этот формат не в новинку - она и раньше обучалась дистанционно.
- За настоящей партой в школе я просидела всего один год - во втором классе, - вспоминает Акнур. - Раньше я ходила. А в пять лет начала хромать. Нога очень болела. Врачи, обследовав меня, сказали родителям, что кости ног не успевают расти вслед за телом. Мне запретили ходить. Поэтому весь первый класс я проучилась дома. Было улучшение, и во втором классе меня отправили в школу. Познакомилась со своими одноклассниками. Мы подружились. Но потом меня опять забрали домой, и я пролежала, как и велели врачи, не нагружая ноги, целых восемь месяцев. Это мне не помогло. Даже хуже стало. Мышцы ног почти атрофировались. Меня поднимали и заново учили ходить. Сейчас я могу пройти по комнате, с чьей-то помощью выйти из машины и дойти до студии танцев. Но очень недолго - больно. Операцию мне сделают, когда исполнится восемнадцать лет.
До танцев Акнур увлекалась пением. А потом увидела выступление особенных танцоров и загорелась идеей научиться так же. Сегодня танцы - это и хобби, и друзья. С теми, с кем встречалась на соревнованиях, общается в сети.
- Но времени у меня немного - все отдано репетициям и учебе, - говорит Акнур.
- Я ею восхищаюсь, - признается хореограф Эльвира РАФИКОВА, пока Акнур кружит по залу в стремительном танго. - Глядя на эту девочку, и свою лень откладываешь на полку.
Акнур пришла в этот танцевальный зал три года назад. Просторный и светлый, он напомнил ей бальный зал из любимого мультфильма “Балерина”. Поняла: это первый шаг к мечте. До этого учеников с особыми потребностями у Эльвиры не было, и в направлении “танцы на колясках” она не работала. Но взглянув на Акнур, поняла: девочку надо брать. За фарфоровой кукольной хрупкостью малышки тренер увидела и характер, и волю бойца.
- Я работаю в направлении эстрадных и народных танцев, - рассказывает Эльвира. - У Акнур спортивно-бальные. Так что консультировалась с коллегами. Бывало и сложно - ругались даже. Приходилось быть и психологом, и старшей подругой, когда после очередного конкурса и фестиваля Акнур зацикливалась на чьих-то колючих словах. Но девочка взрослеет и уже иначе реагирует на все, стала требовательнее к себе и дисциплинированнее.
За эти три года Акнур ни разу не пропустила репетицию без уважительной причины. Ведь танцы для нее не просто увлекательное хобби. Это реальный шанс встать с коляски, укрепить ноги и спину. Ходить. Поэтому награды и победы на многочисленных конкурсах и фестивалях для нее не цель, а приятные бонусы.
Но сами занятия даются Акнур непросто. Главный рабочий инструмент - коляска - не предназначен для танцев. Она довольно тяжелая и не особо маневренная.
- Ей сложнее вдвойне - она и коляску тяжелую толкает, и успевает станцевать, - поясняет хореограф. - Поэтому не все танцевальные элементы удается выполнить. Но мы все же стараемся добавлять их в номера. В нашей копилке уже пять танцев. С ними Акнур выступала по всему Казахстану и всегда завоевывала призовые места.
Акнур показывает нам свои руки в мозолях - вот настоящая цена побед! Но танцевать в перчатках никак - нельзя потерять чувствительность рук в этом деле.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Капшагай, Алматинская область