3292

Лилия ГОНЧАРУК, глава объединения немцев Семея: Вместе мы преодолеем все трудности!

Вопрос о том, ехать ли на ПМЖ в Германию, семья Лилии закрыла для себя 30 лет назад. Когда развалился Советский Союз и перспективы независимости были непонятны, многие в поисках лучшей доли устремились за границу - как говорили, на историческую родину. Но отец Лилии Павел ЛЕОНГАРДТ твердо сказал: “Германия - это не моя родина. Я останусь”. И в наши дни младшее поколение их большого клана, проживая в Казахстане, вовсе не жалеет о решении главы семейства.

Лилия ГОНЧАРУК, глава объединения немцев Семея: Вместе мы преодолеем все трудности!

Лилия Павловна рассказывает историю своих родителей:

- Сразу после начала войны семью папы депортировали с Кавказа, маму Альвину ВОЛЬФ - из Поволжья. Они встретились и полюбили друг друга здесь, в Урджарском районе семипалатинской области, куда их распределили. А в 1947 году родилась я.

Ее мама со слезами на глазах вспоминала, как проходила насильственная депортация немцев. До августа 1941 года она с семьей жила в селе Добринка под Сталинградом - в Немецкой автономии в Поволжье. Но внезапно на конях прилетели энкавэдэшники, собрали сельчан и огласили: всем немцам в течение 24 часов подготовиться к эвакуации.

Вереницы подвод из деревень тянулись к эшелонам. Не всем было суждено выдержать тяжелую дорогу в товарняках. А те, кто выжил, терялись в догадках: что их ждет вдали от родного края? Сначала переселенцев поселили в школе и сельсовете. А перед холодами они успели переселиться в собственное жилье.

- Всем миром собирались на субботники. В одну субботу лепили из глины и соломы кирпичи, в другую - возводили стены, в третью - накрывали крышу… Так за сентябрь-октябрь сельчане построили саманные домики практически для всех ссыльных. Маленькие хатки - комнатка и кухня. Но главное - там была жаркая печка. А значит, не были страшны даже самые суровые морозы. Родители всегда вспоминали, как все сельчане относились к ссыльным семьям с сочувствием и делились с ними последним, - рассказывает Лилия Павловна. - Отец на отгонах, где работал учетчиком и бригадиром, прекрасно выучил казахский язык. И нам, своим детям, он привил к нему любовь.

После окончания школы в Урджаре дочь немецких переселенцев поступила в пединститут в Семипалатинске. Здесь встретила своего будущего мужа, украинца. После того как она обосновалась в городе, к ней перебрались родители.

В начале 1990-х, когда многие этнические немцы паковали чемоданы, Лилия Гончарук пришла в общественное объединение немцев “Возрождение” - петь!

- Приятельница уговорила составить ей компанию, - продолжает она. - Так я стала участницей народного ансамбля песни и танца “Айнхайт”, которому сейчас уже больше 30 лет. Мы много ездили с гастролями по всему Казахстану и России, регулярно становились лауреатами фестивалей.

Лилия Гончарук много лет проработала в системе дошкольного образования. Последние 10 лет она стоит во главе немецкого центра. Со дня основания в 1989 году одной из главных задач “Возрождения” была реабилитация депортированных немцев. После того как в 1993 году в Казахстане был принят закон о реабилитации жертв массовых политических репрессий, все встало на свои места. Честное имя ни в чем не повинного народа было восстановлено.

Сейчас в Семее и близлежащих селах проживает шесть тысяч немцев.

- Кто хотел уехать - уехали. Остались те, у кого одна родина - Казахстан. С ним они связывают свое будущее и будущее своих детей. Многим переселенцам легко давался казахский язык. Причем не только они, но и их дети и внуки свободно владеют как разговорным, так и литературным казахским. Я знаю людей, которые так метко вставляют в свою речь казахские пословицы и поговорки, что искренне удивляются даже носители языка! - восклицает Лилия Павловна.

Неудивительно, что члены “Возрождения” неоднократно становились победителями городских и областных конкурсов на знание государственного языка. Языковое обогащение взаимное: курсы немецкого тоже популярны среди всех горожан независимо от национальности. Казахи, русские, татары, украинцы учат немецкий язык в 20 бесплатных группах, которые действуют при общественном объединении немцев “Возрождение”, приобщаются к традициям немецкого народа в молодежном клубе “Глюк” и клубе для людей почтенного возраста “Сеньоры”, поют и танцуют в прославленном ансамб­ле “Айнхайт”.

Среди немцев Семейского региона есть педагоги, врачи, производственники, предприниматели, которые внесли большой вклад в развитие страны. С советских времен много немецких семей жили в деревнях Бородулихинского и Бескарагайского районов. С любовью и знанием дела они занимаются сельским хозяйством, обеспечивая горожан свежей выпечкой, молоком, сметаной, сливочным и подсолнечным маслом, парным мясом, домашними колбасами и копчеными деликатесами. В сезон сельскохозяйственных ярмарок горожане стараются не пропустить дни, когда привозят свою продукцию “немецкие” районы.

- Все праздники, включая День Победы и Наурыз, мы отмечаем вместе с другими национальными культурными центрами Дома дружбы, - улыбается Лилия Павловна. - Когда мои родители прибыли в Урджарский район, там жили в основном казахи. В 1942 году прибавились депортированные чеченцы. Все вместе они доблестно трудились под девизом “Все для фронта, все для победы!”. И нам, их потомкам, всегда нужно помнить, что только вместе мы преодолеем все трудности.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть