3525

Торегельды ШАРМАНОВ, академик: Я теперь балуюсь шоколадом!

Подводя итоги 30 лет Независимости Казахстана, академик вспоминает, как достойно преодолели мы тяжелый переход от Советского Союза к новой формации и как быстро оправились после разрухи 1990-х годов. В то время остро стояла проблема недостаточности питания, и известный ученый разработал экстренные меры по обогащению пшеничной муки железом, а пищевой соли - йодом. Благодаря этому сотни тысяч казахстанских детей избежали умственной отсталости, а взрослое население страны спаслось от анемии.

Торегельды ШАРМАНОВ, академик: Я теперь балуюсь шоколадом!

Особую роль в борьбе за здоровье нации президент Казахской академии питания отводит Елбасы Нурсултану НАЗАРБАЕВУ.

- Великое уважение ему за то, что он не стал раскачиваться, ставить какие-то далекоидущие задачи, а просто сразу поддержал меня, потому что знал о моих достижениях, опыте и полностью доверял, - рассказывает Торегельды Шарманович.

О научных работах врача из Казахстана к тому времени действительно было известно уже во всем мире. Он начинал в Улытауской районной больнице Карагандинской области и дошел до должности министра здравоохранения Казахской ССР, а потом возглавил Казахский филиал Института питания Академии медицинских наук СССР. Сейчас это Казахская академия питания, президентом которой и является доктор медицинских наук, академик Национальной академии наук Респуб­лики Казахстан и Российской академии медицинских наук, член комитета экспертов ВОЗ по питанию Торегельды ШАРМАНОВ.

- А началось все с моей детской клятвы. Я дал ее в трагический для нашей семьи момент, - вспоминает Шарманов. - Нас у родителей было двое - я и горячо любимая мною сестренка Кайынжамал, которая была на пять лет младше. Родились и росли мы в самом чудесном месте нашей страны - у подножия великолепных гор Улытау. Однажды, когда было прохладно, сестренка простудилась. Врачей хороших не было, лечили примитивно, поэтому мы ее потеряли. Тогда-то я и поклялся: “Стану врачом! Больше никто не умрет”.

Окончив школу, будущий академик поступил в Алма-Атинский медицинский институт, который был в те годы единственным в Казахской ССР. Со второго курса он перевелся в Караганду, где как раз открыли мединститут. “Нечего в такую даль мотаться, да и домой будешь почаще приезжать”, - посоветовал ему отец. Торегельды Шарманович уверен, что это была судьба.

- В Алма-Ате я и не думал ни о какой науке, все это было для меня областью фантастики. Но в Караганде моими преподавателями стала знаменитая ленинградская и московская профессура из ссыльных - те, кого называли кремлевскими врачами. Рядом с ними невозможно было не заниматься наукой.

Шарманов попал в студенческий научный кружок на кафедре фармакологии и получил задание изучать влияние лекарств на кровь. Но неожиданно он поменял тему своих изысканий. Его заинтересовало влияние аскорбиновой кислоты на течение бруцеллеза и туберкулеза. “Что за самодеятельность?” - ругался профессор. А упертый студент ответил: “Эти болезни свирепствуют на моей родине, хочу искоренить их, а не заниматься чем-то далеким от жизни!” С тех пор только так и было.

- Я доказал, что источник заражения бруцеллезом и туберкулезом у нас - телята и барашки, которых принято держать там же, где члены семьи едят и спят. А лечению эти болезни не поддаются, потому что синтомицин и левомицетин, которые дают больным, плохо влияют на кровь ослабленных людей. Чтобы доказать это, я ездил в Москву, где изучал костный мозг, - делится Шарманов. - Надо наладить условия жизни, правильное питание, и ситуация изменится - к такому выводу я пришел. И помню, какой переполох в 1961 году наделала моя кандидатская диссертация, ведь я открыто заговорил о социальных корнях тяжелых болезней в СССР. К тому же стал первым защитившимся врачом-казахом. В газетах все это преподнесли как сенсацию.

Через семь лет Шарманов защитил докторскую диссертацию, которую посвятил витамину С. “Его недостатком казахи страдали вплоть до авитаминоза. Чай да хлеб. Так не пойдет!” - опять вещал Шарманов и призывал повсеместно обеспечить население мясом, овощами и фруктами. На научных конференциях он поднимал вопросы анемии, йододефицита, а другие коллеги указывали на рост сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии: мол, эти проблемы гораздо серьезнее. “Но они имеют прямую связь с питанием! Не искоренив наши беды, мы не искореним и эти заболевания”, - научно обосновывал Шарманов.

По словам известного врача, советская власть учитывала его рекомендации, были достигнуты прекрасные результаты по искоренению тяжелых заболеваний.

- Вот почему весть о развале СССР я встретил с болью, - делится академик. - В тот момент мне показалось, что путь, по которому я шел всю свою жизнь, прервался. К счастью, молодое независимое государство не намеревалось бросать на произвол судьбы своих граждан и боролось за здоровье нации в новых условиях.

Шарманов основал в Казахстане школу нутрициологов. Руководил проектами по ликвидации таких важных микронутриентных дефицитов, как железодефицитная анемия, йододефицит, нехватка витамина А и фолиевой кислоты, с коллегами разрабатывал новые методы иммунокоррекции при различных заболеваниях, нормы питания и состав продуктовой корзины для населения Казахстана, чтобы питание всех групп было разнообразным. Сейчас, как считает академик, основные проблемы по недостаточному и несбалансированному питанию решены и теперь он может расслабиться - заниматься созданием новых продуктов питания с направленными медико-биологическими свойствами.

- Меня это настолько вдохновило, что я стал действовать нагло - не так давно в пику известному швейцарскому и французскому шоколаду создал наш собственный, казахский шоколад “Улытау” на кобыльем молоке! - улыбается наш герой. - В нем лактозы в полтора раза больше, чем в коровьем, что позволяет не использовать вредный сахар и избавляет от аллергии. Наш шоколад уникален по своим свойствам. Согласитесь, это настоящий подарок к 30-летию Независимости нашей страны!

Самым любимым своим достижением академик Шарманов называет проект по налаживанию в стране грудного вскармливания. Его огорчало, что у женщин в какой-то момент стало модным переводить детей на искусственное питание. И он буквально проповедовал: молоко матери - бесценный источник сбалансированного питания, залог физического здоровья и интеллектуального развития ребенка.

- Я, например, до шести лет питался материнским молоком. Помню, играю с детьми и только маму увижу, тут же к ней прильну. Мальчишки обзывали маменькиным сынком, а я в ответ кулак: “Сейчас я вам покажу!” И они боялись, ведь я благодаря маминому молоку рос сильным, здоровым, умным. Таким и дорос до 90 лет! - смеется Шарманов.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА,Алматы

Поделиться
Класснуть