Подняться до небес
Похудеть на 70 килограммов и без ног подняться почти на 6000 метров в Гималаях. История астанчанки Марии АУЕЗОВОЙ
С Марией мы познакомились три года назад в столице. Я готовила материал о ней, о человеке, который, даже лишившись ног, не теряет оптимизма и ведет активную жизнь (см. “Жена Мухтара Ауезова: жизнь до и после”, “Время” от 15.8.2018 г.). Болтали за жизнь в небольшом помещении, где расположена типография, ее семейный бизнес, который не только помог удержаться на плаву после операции, но и стал одним из смыслов жизни.
В инвалидной коляске Мария оказалась в 2016 году из-за болезни, долгой и такой изнурительной, что наутро после ампутации ей показалось, что физически она чувствует себя даже лучше. А морально? Я запомнила ее веселой, ироничной и сильной. Хотя она и признавалась: “У меня куча комплексов”. А у кого их нет? У меня не меньше. Но все равно обману, если напишу, что не удивилась, когда увидела в новостных лентах заголовок “Женщина без ног Мария Ауезова поднялась на высоту шесть тысяч метров”. Удивилась - не то слово! И, глядя на фотографии той самой Марии… не узнала ее. Это был совершенно другой человек. Нашла ее телефон, написала поздравление (полагая, что могу ошибиться, вдруг это все-таки не она).
“Спасибо за поздравление!” - получила в ответ.
И только тогда призналась, что не узнала ее.
“Я же похудела на 70 килограммов…”
И это (к разговору о комплексах) меня впечатлило не меньше, чем Эверест.
Мы созвонились через несколько дней после возвращения Марии из трехнедельной экспедиции в Непал. Там она была не одна, а с самыми важными, пожалуй, для нее мужчинами - супругом Мухтаром АУЕЗОВЫМ и тренером Вадимом ЦХЕ. Мухтар всегда был рядам с Машей. Это как раз история про то, как и в горе, и в радости... И до болезни, когда они поженились, и после нее - в тяжелый для всех период адаптации и реабилитации.
- Мы с ним одно целое, - скажет о муже Маша.
Вадим, известный фитнес-тренер, появился в ее жизни полтора года назад. Познакомились на дне рождения у общих друзей. Сказала бы, что случайно, да не в этой истории. Наша героиня уже начала самостоятельно тренироваться и худеть. Она и раньше боролась с весом - периодически и с переменным успехом. А тогда…
- Два года назад будто тумблер в голове переключился, никогда прежде такого не было, - признается Маша. - Когда ты видишь на весах 136 килограммов, как-то не по себе становится. Я понимала, что дальше так нельзя. Взяла себя в руки - и вперед. Ничего особенного не делала: правильное питание, физические нагрузки, все под наблюдением врача. Чуть позже познакомилась с Вадимом, он стал меня тренировать. Сначала было тяжело, потом втянулась, а сейчас это уже образ жизни. Если бы не то решение, и Гималаев не было бы. Я физически не смогла бы туда подняться.
Через год в жизни Маши были первые горы - в Боровом.
- Это мой личный путь, состояние души. Не было какой-то определенной цели, плана: вот я, мол, добьюсь, всем докажу. Все это я делала только для себя. Это не Олимпийские игры, где все борются за медали. Я боролась сама за себя. Горы в Боровом не такие высокие, но это был этап, важный и нужный мне. Легких гор вообще не бывает. Я поняла, что могу! Хотя раньше казалось, что какие-то вещи для меня навсегда останутся недоступными, - говорит она.
Почему после гор в Боровом сразу Гималаи? Для Марии очевидно: в любом движении должен быть прогресс. Ехать туда предложил тренер, она согласилась: легко. Готовились полгода. 3 апреля улетели в Непал, через несколько дней началось их десятидневное восхождение.
- Когда мы поднимались в базовый лагерь на Эвересте, а это высота 5289 метров, какие-то участки я проходила сама, там, где это было невозможно (камни высокие и острые или обрывы), меня несли муж или тренер. Порой, где ровная тропа, везли на инвалидной коляске, - вспоминает она. - Там все происходит по наитию - на месте ты понимаешь, как нужно поступить. Тяжело, да. Но все это было предсказуемо. Век технологий - все можно загуглить. Хотя, когда туда попадаешь, мысли мельчают: нет, это невозможно. Еще и местные проводники-непальцы, глядя на меня, отговаривали нас от этой затеи. Не хотели, чтобы мы шли, убеждали, что это небезопасно. Мы решили ввязаться в бой, а там война план покажет. И пошли…
- И дошли. Но не без кризисов. Наверное, в любом сюжете они есть?
- У меня он был на десятый день. Мы дошли до базового лагеря на Эвересте, но нам нужно было добраться до вершины Кала-Патхар на высоте 5643 метра. Выдвинулись туда в два часа ночи. Шли четыре часа. И это было невероятно тяжело. Шел снег. Там и так дышать сложно, еще и холодно - минус шесть-семь градусов. У меня почки мерзли, я вся опухла, на руки страшно было смотреть. Казалось, не выгребаю. Зубы стиснешь: нет, буду идти до победного! Только благодаря профессионализму моего наставника Вадима Цхе мы туда добрались. Когда рассвело, я увидела, где мы шли: обрывы, камни, грязь. Высота! Днем мой мозг отказался бы проделать такой путь. А чувства? Весь спектр, какой только может быть: радость, страх, благодарность Мухтару и Вадиму, гордость, боль, кайф от всего происходящего.
- Кого-то или что-то вспоминали в тот момент?
- В тот момент я только почки свои вспоминала. Я стала другой и на себя теперь смотрю другими глазами. Чувствую себя счастливой. Но на достигнутом останавливаться не собираюсь. Хочу на ноги встать и вернуться к самостоятельной жизни. Подобрать протезы и еще раз, теперь уже на них, зайти на эту же высоту. Если я своим поступком замотивирую хотя бы одного человека и он тоже решит что-то изменить, это будет классно. Мне многие помогали, и я готова помогать…
Мария Ауезова, выступая в среду на сессии Ассамблеи народа Казахстана, рассказала, как “загорелась мечтой покорить Эверест” и осуществила ее. Нурсултан НАЗАРБАЕВ выразил восхищение силой духа и характера и пообещал сделать все возможное, чтобы Мария могла не только ходить, но и бегать на новых протезах.
Оксана АКУЛОВА, фото предоставлены Марией Ауезовой, Алматы