2870

Связанные одной нитью

Бабушки вяжут носки для приемных внуков, подшефные дедушки учат ребят играть в шахматы, а те ведут их на прогулку. Уникальную модель семьи для детей-сирот и одиноких стариков претворяют в жизнь в Алматинской области

Связанные одной нитью
Воспитанники детского дома Гриша и Сережа нашли в Александре Уразаеве настоящего дедушку.

Въезжаем в аул имени Мухаметжана Туймебаева. Детский дом “Солнышко” и соседствующий с ним дом милосердия для пожилых и людей с ограниченными возможностями знают многие, по привычке называя приютом отца Софрония. Православный священник основал здесь обитель милосердия для детей и стариков за счет пожертвований и спонсорских средств. Со времени его отъезда из страны прошло уже шесть лет, для некоторых здешних подопечных - целая жизнь. Детский дом получил официальный статус, зажил новой жизнью по светским законам. Битые жизнью старики и дети оказались так нужны друг другу, душами потянулись и стали родными людьми.

Большая территория по-хозяйски обихожена. Аккуратные строения, дорожки, молодые деревца и детские игровые площадки. В погожий день в разгаре уборка. В ней участвуют дети и взрослые, работают слаженно и на совесть.

Досуг пенсионеров.

- Наша первоочередная задача - привить детям любовь и привычку трудиться, - объясняет директор детского дома “Солнышко” Ирина СМИРНОВА. - Большой недостаток государственных детских домов в том, что, заботясь о детях, закрывая полностью их бытовые нужды, воспитатели не приучают к ответственности за себя. За своих я спокойна. Они вполне самостоятельно могут обслужить себя, приготовить еду. Выпотрошить и общипать птицу, например. В обморок никто не падает.

Важно проходит мимо нас Артем СЕРГЕЕВ. На мальчишке большая ответственность - каждые два часа он организовывает прикорм новорожденным поросятам. Поглядеть на малышей хочется многим, и за Артемом толпами ходят ребята. А он авторитетно проводит отбор в поросячьи няньки, обеспечивая и себе лишнюю минутку отдыха.

Мы идем в дом. В прихожей невероятное количество ребячьей обуви разных размеров. Сегодня здесь проживают 46 детей. Есть много общего в их биографиях. Но в судьбе каждого свои нюансы. Есть полные сироты. Есть дети, родителей которых занесло на жизненных поворотах. Может, бродят они по свету, обещая себе когда-нибудь непременно навестить кровиночку. Таких ждут несколько лет, признавая потом по закону безвестно пропавшими, а после, тоже по суду, умершими. Есть и те, которые в детском доме временно. Их приводят родители, родственники. Разные бывают ситуации - внезапная смерть, болезнь, финансовые трудности, отсутствие жилья.

- Мы всегда надеемся, что дети вернутся в семью. И это случается, - рассказывает Ирина Георгиевна. - Но бывает и наоборот. Вернуться в детский дом - болезненное испытание для ребенка. К счастью, в этом случае к нам на помощь приходят органы опеки и попечительства. Они помогают найти новую семью.

Отдельная категория - выпускники. Иногда таким ребятам некуда идти во взрослой жизни. На время учебы в колледже им предоставляется возможность жить в ставшей родной семье. А молодые люди в свою очередь активно помогают в бытовых делах общего дома.

- Наш выпускник работает у нас же элект­риком, - продолжает Ирина. - Учится в энерготехникуме. Здесь живет и его младшая сестра. Окончит она школу, колледж - смогут решить вопрос с жильем. Разве в семье выставляют детей за порог? Не так давно наши воспитатели, и я в том числе, тещами стать умудрились.

Мы ныряем в свадебные фотоальбомы. Счастливые невесты улыбаются с карточек, а Ирина Георгиевна рассказывает: переживали, как воспримут будущие сваты тот факт, что семья у девочек настолько большая. Как выяснилось, зря.

- Дедушка одного жениха даже интересовался, есть ли у нас еще девушки на выданье, - смеется собеседница. - У него в очереди еще три холостых внука. Девочки у нас не белоручки. Но есть одно “но”… Они привыкли все делать в масштабах нашей большой семьи. Новоиспеченная свекровь, собравшись закатывать компоты, обомлела, когда наша невестушка перемыла в считаные минуты шестьдесят банок. И готовят так же - с размахом. Учитывая это, мы ввели кружок домоводства, обучая девочек и мальчиков готовить на небольшое количество едоков.

Конкурс “Юный поваренок”.

- Ирина Георгиевна, можно мы деда проведаем? - в проеме двери один за другим показываются два мальчишечьих вихра. - Будем брить.

Директор кивает, а потом, оборачиваясь ко мне, предлагает идти вместе. Так мы узнаем, что между братьями-двойняшками и пожилым человеком уже много лет существует настоящая дружба.

Александр УРАЗАЕВ пережил два инсульта и практически полностью утратил речь. Понимают его только Гриша и Сережа. С остальными общается через блокнот.

- Александр Николаевич совершенно одинок, - скажет нам потом социальный работник здешнего дома престарелых Владимир ЩУПАКОВ. - Каким-то чудом нам удалось выяснить у пришедшей навестить мальчишек дальней родственницы, что он им приходится троюродным дедом.

- Эта дружба и мальчикам на пользу пошла, - кивает в сторону весело общающейся троицы Ирина Георгиевна. - Ребята попали сюда в полтора года. Мама сильно пила. Теперь ее след потерян. Поначалу мальчишки были каждый сам за себя. Много лет ушло на то, чтобы они почувствовали себя братьями. И вот пять лет, как у них есть дед.

Дед выбрит, наряжен и готов к прогулке. Гриша подает ходунки. Александр Николаевич передвигается только с их помощью. Сережа угадывает его жесты и одаривает увязавшихся за братьями ребятишек яблоками и конфетами.

Стратегический запас гостинцев здесь почти у каждого дедушки и бабушки всегда наготове. Угостить, подарить связанные своими руками носки и варежки, поговорить за жизнь...

Впереди нас по аллее движутся два силуэта. Стройный девичий и прямой, как струнка, пожилой леди. Людмила Витальевна в прошлом учитель. Осень жизни проводит здесь. Одинокая женщина. Любит гулять, а ноги уже не держат. В помощь ей и для общения была выбрана девочка Настя.

- У наших детей есть потребность любить, - продолжает Ирина Георгиевна. - Кровные родители не всегда соответствуют ожиданиям ребят, дети разочаровываются. Но сердце-то требует излить на кого-то тепло. Я пробовала привлечь Настю к уходу за малышами. Но у нее появились любимчики, а это недопустимо. Познакомили девочку с Людмилой Витальевной. И они быстро нашли общий язык.

Сегодня на попечении в доме милосердия находятся 52 человека. Самому старшему 91 год, самому молодому - 23.

- У нас есть три отделения - геронтологическое, паллиативное и для людей с инвалидностью. Среди них есть и молодые люди, - уточняет директор отделения социальной помощи престарелым людям и инвалидам при благотворительном корпоративном фонде “Радонеж” Татьяна КРАВЦОВА. - У 70 процентов наших подопечных есть родные. Иногда они проживают за границей и поддерживают общение через видеозвонки. А так душа за бабушек и дедушек у них спокойна. Но случаются и фатальные истории. У нас была подопечная, которая приехала в Казахстан ухаживать за своей тетей, но сама попала в ДТП, серьезно пострадала и полностью потеряла память. Позже через программу “Жди меня” нам удалось найти ее сестру, восстановить документы. Перевезти ее по состоянию здоровья невозможно. Но сестра навестила ее у нас.

Нам навстречу идет подопечная дома милосердия Нелли КУРКИНА. Несмотря на свои 74 года, идет с работы. Сейчас Нелли Борисовна - вахтер в детском отделении. К работе подходит ответственно. Даже из-за плохого самочувствия отпрашивается редко, хотя перенесла несколько операций на сердце и на суставах.

Нелли Куркова работает вахтером и приглядывает за детьми.

Нелли Борисовна приглашает нас к себе. Хвалится подарком на недавний день рож­дения - нарядной кастрюлькой. Здесь у пожилых людей нет необходимости готовить себе еду. Но разве женщина не может позволить себе слабость к красивым вещам?

- У Нелли Борисовны тяжелая судьба, - рассказывает Ирина Георгиевна. - Умер муж. Сын пропал без вести. Как-то получилось, что бабушка осталась без квартиры. Сейчас ее навещают сноха и внучка. Но Нелли Борисовна не хочет менять свою жизнь. Теперь ее семья здесь. Дети любят ее, слушаются беспрекословно. И это несмотря на то, что она очень мягкая и добрая. Глядя на таких светлых людей, и сам светлеешь душой.

Юлия ЗЕНГ, фото предоставлены сотрудниками благотворительного фонда “Радонеж”, Алматы

Поделиться
Класснуть