3992

Умом и мечом

зарабатывает на жизнь 17-летний Ануар ТАЙШЫБАЕВ. Правда, меч у него игрушечный. Зато бизнес настоящий

Умом и мечом

Внешне Ануар - мальчишка как мальчишка: модная стрижка, толстовка. Увлекается аниме. Хвастается катаной - длинным японским мечом: точь-в-точь как настоящий! Меч смастерил сам. Экоигрушки из дерева уже несколько лет не только любимое хобби этого парня, но и вполне прибыльный бизнес. У Ануара вторая группа инвалидности, но при этом он единственный кормилец в семье. Говорит, что ощущает себя гораздо взрослее своих лет. Мы застали его в мастерской - он как раз распиливал очередную партию деревянного оружия:

- Игрушками из дерева я начал заниматься в 13 лет. Купил лобзик на деньги, заработанные еще раньше, из другого бизнеса...

Видя наше удивление, парень смеется и поясняет: деловая жилка проснулась в нем еще в пятом классе. Бизнес был простой: купи-продай, однако позволил поверить в себя и накопить немного деньжат.

- Мы с мамой живем одни, - продолжает Ануар. - Жилья своего нет, практически все заработанные ею деньги уходили на аренду квартиры. Часто не хватало даже на продукты. Узнал, что существует AliExpress. Копилку разбил и заказал там смарт-часы за пять тысяч тенге. А продал за десять. Теперь купил уже двое часов. Снова продал.

Ануар вспоминает, как сам отвозил покупателям их заказы, объяснял, как пользоваться гаджетом. Парень он рослый, и язык подвешен - никто не верил, что ему всего-то 11 лет. Заработав, бежал в магазин и с гордостью приносил домой полные пакеты продуктов.

- В Караганде, где мы тогда жили, это было в новинку. И моя идея хорошо зашла. Но позже у меня появились оптовики-конкуренты. В розницу они продавали часы дешевле, чем я мог себе позволить. Я начал искать другую нишу, потому что мой заработок был нашей семье необходим, - рассказывает Ануар.

На помощь пришли школьные уроки труда. Там мальчишек обучали резьбе по дереву. Ануару это нравилось. В доме, где они с мамой снимали квартиру, парнишку-резчика знали все: работать без шума не получалось. Соседей творческие порывы юного мастера не радовали. Однако это увлечение снова помогло семье обрести финансовую стабильность. Чутье не подвело молодого предпринимателя и на этот раз. Проанализировав рынок, он понял: на ура идут домики для кукол.

- На заработанные на часах деньги я закупил материал - березовую фанеру - и электрический лобзик, - делится Ануар. - Сам разработал дизайн. Раскрасил домик и даже наклеил обои. Свой первый экземпляр я продал знакомому за 35 тысяч тенге. Для того времени в Караганде это была немыслимая сумма. Остальные домики продавались подешевле. Но делали мы их тоже на совесть. Все было в них, даже кукольная мебель. Работа кропотливая. Мне помогала мама.

Мама парня Тоты ТАЙШЫБАЕВА, в ту пору зарабатывавшая около 45 тысяч тенге на делопроизводстве, увидев триумф сына на рынке кукольной недвижимости, даже уволилась с работы. 

К делу вознамерились подойти основательно: руками выпиливать детали было долго и невыгодно, решено было брать станок. Его цена - сумма космическая для семейства - не остановила предпринимателей. На заработки двинулись в Алматы. Устроились в мебельный цех.

- Представьте, одни мужики работают... и мы с Ануарчиком. Он приходил в цех после школы. Даже перевелся на вечернее обучение, - смеется, поправляя платок, женщина. - Мебельщики могли и матом загнуть, никого не стесняясь. Но нам, религиозной женщине и подростку, удалось там не сломаться и хорошо заработать. У нас было много заказов. Даже людей сначала нанимали. И вот ходит мой 14-летний сын - маленький руководитель... Трудно было только психологически. Его слушаться никто поначалу не хотел.

Накопив на станок, который стоил как автомобиль среднего класса, Ануар и Тоты думали, что приблизились к мечте. Но не тут-то было.

- Компания, где я при­обрел этот станок, обещала предоставить мне и программное обеспечение для него, - вспоминает Ануар. - Но в итоге я получил только станок. Около полугода сам разбирался, подбирал программы, набивал руку.

Дело пошло, и Ануар наладил производство экоигрушек и сувениров. Домики для кукол с мебелью, шкатулки, бытовая мелочовка и целые кварталы светильников в английском стиле и под “Гарри Поттера”. А еще развивающие игрушки для детей. Выпилил даже “теслу”. Не забыл и свое детское увлечение деревянным оружием в стилистике любимого аниме. Продавал работы на ярмарках и через соцсети. Очень скоро Ануар стал своим в алматинской гик-тусовке. Он даже стал снимать процесс изготовления игрушек и делиться видео со своими подписчиками. До локдауна начал думать о проведении мастер-классов для ребят. А продажи игрушек доверил специализированным магазинам.

- Сегодня тематика моих работ - модные у молодежи игрушки. Оружие из фанеры, стилизованное под амуницию персонажей аниме и компьютерных игр: катаны, кунаи, ножи-керамбиты, - рассказывает Ануар. - Сменилась и аудитория моих покупателей. Если раньше я в основном общался с бабушками и мамами - они заказывали домики и сувенирку, то сейчас мой покупатель со мной на одной волне, и мне это очень нравится. Я не ставлю на свои игрушки чрезмерно высокую цену. Самая дешевая - маленький нож-керамбит - стоит от 700 тенге. Но в месяц с продажами от магазинов выходит нормальная сумма. Моя работа сейчас - основной доход семьи. На мне и аренда квартиры, и оплата остальных счетов.

Ануар рассказывает о заработке с гордостью. Сидит в кресле перед компьютером. Рядом стрекочет недавно приобретенный 3D-принтер, слой за слоем вылепливая очередной персонаж вселенной аниме. Он станет лекалом для силиконовой игрушки. На полке уже готовые формы для будущих масок супергероев. В их маленькой квартирке всего-то кухня да комната, окно которой выходит во внутренний двор. Здесь у парня мастерская.

- Очень удобно работать, никому не мешая, - говорит мама Ануара и, помолчав, добавляет: - В этот район очень быстро приезжают “скорые”.

Это для них сейчас самое важное. Два года назад Ануару поставили диагноз артериовенозная мальформация пятой градации и киста задней черепной ямки. Как гром среди ясного неба: молодой крепкий парень, отличник учебы, спортсмен, победитель республиканских состязаний по рукопашному бою, призер казахстанского конкурса молодых предпринимателей “Атамекен” - и вдруг обморок, приступ эпилепсии...

Тоты Тайшибаева поясняет: сосуды головного мозга развиваются аномально, образуя клубок, который формирует опухоль. Как результат - ухудшение кровоснабжения и кислородное голодание мозга. Отсюда и судороги, и частые нестерпимые головные боли, тошнота, шум в ушах. От небольшой нагрузки у Ануара поднимается артериальное давление. Кроме того, в мозге молодого человека образовались многочисленные аневризмы, которые медики обычно называют бомбой замедленного действия. Сейчас под врачебным запретом у парня все стрессы, и даже радоваться нужно с осторожностью. В любой момент возможен инсульт.

- Опухоль размером с куриное яйцо находится как бы под мозгом, - рассказывает Тоты. - Поэтому и удалить ее практически невозможно. Но на сегодняшний день Ануару сделали уже четыре операции. Их цель - обесточить опухоль без вскрытия. Через венозную артерию на ноге ему вводят специальный клеевой раствор и проволоки для укрепления аневризм. Теперь мы ждем, когда сына будут облучать. В Казахстане оборудование такое есть, но оно пока не работает. Как нам объяснили, из-за пандемии не могут приехать люди, отвечающие за его настройку. А лечение за границей мы себе позволить не можем.

Четвертую операцию Ануару сделали в январе. Но уже в марте он снова оказался в больнице с подозрением на инсульт. Как рассказывает мама, сильно болела голова, стала неясной речь. Тоты хвалит медиков, которые примчались тогда на помощь сыну. Работники местной подстанции скорой помощи уже знают Ануара - часто приходится видеться. В больнице устранили последствия кризиса, подлечили. В это время женщина сама ходила по молодежным тусовкам, реализовывая товары сына. Для Тоты это несложно. Она ярый фанат аниме. Когда Ануар отвлекается на телефонный звонок, она рассказывает заветное:

- Каждый день как прыжок в неизвестность. Мы не знаем, сколько ему отмерено. Я решила просто любить его изо всех моих сил и быть ему лучшим другом. Мы - команда. Если бы не диагноз сына, он бы уже многого добился. Он такой у меня целеустремленный и позитивный! Мы не смотрим на наше будущее через призму диагноза. Наоборот, живем и мечтаем о многом. Например, о производстве, которое могли бы запустить. На работу принимали бы людей с особыми потребностями, предоставляя талантливым и работящим людям возможность заработать.

На примере своего мальчика я хочу сказать людям, что не стоит искать себе оправдания. Нельзя отступать от своей мечты.

С ней согласен и Ануар: если человек способен мечтать и готов трудиться, он всемогущ.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть