Санжар БАЙТЕРЕКОВ, композитор: Автору нужно признание при жизни!
Оказывается, они еще существуют. Композиторы выживают в нашей стране, даже если пишут классическую музыку, а не попсовые хиты. Санжар еще и нормально зарабатывает. Правда, заказы, как и известность, у него в основном зарубежного происхождения. На родине он выступает скорее подвижником. Коллеги иногда с шутливым пафосом называют композитора героем нашего времени.
В свое время папа был категорически против, чтобы сын продолжал его дело. Отец Санжара - знаменитый композитор Сейдолла БАЙТЕРЕКОВ. Это его песня “Алия”, посвященная Молдагуловой, принесла Розе РЫМБАЕВОЙ Гран-при в Болгарии на конкурсе “Золотой Орфей”. Но Сейдолла писал и джаз, и симфоническую музыку. Был обласкан властью, любим народом, но все равно категорически не хотел отдавать сына учиться музыке. Считал не мужской профессией, к тому же прекрасно видел, как начали обнуляться культурные ценности.
Санжар сам выбрал музыку уже после ухода отца из жизни. Сначала воображение рисовало ему модную эстрадную группу, в которой он стоит за клавишными. Так парень в тринадцать лет отправился в музыкальную школу, чтобы получить соответствующее образование.
- Мне очень повезло с учителями и окружением. Даже друзья у меня были фанатами академической музыки. Лет в семнадцать, вместо того чтобы ходить по клубам, знакомиться с девочками, мы бурно обсуждали симфонии Рахманинова. Ездили в консерваторию в начале двухтысячных переписывать редкие записи Горовица - тогда еще не был так развит интернет, - вспоминает Санжар.
Еще учась в консерватории, он стал получать заказы. Чем чаще звучал, тем больше знали о нем в профессиональной среде. Сейчас композитор работает на заказчиков со всего мира. Он написал музыку для спектакля одного из берлинских театров, швейцарский ансамбль обращался к нему. Естественно, гонорары в обоих случаях вполне соответствуют мировым стандартам.
Этот год и вовсе должен был быть торжественным: любимому детищу Санжара - ансамблю современной музыки “Игеру” - в конце ноября исполнилось пять лет. Планировали отметить такое важное событие концертом, но, похоже, придется ждать до лучших времен. Выступать музыканты предпочитают в небольших и не академических пространствах, а сейчас такое мероприятие организовать очень сложно.
“Игеру” вообще отдельная история. Санжар создал его специально, чтобы играть современную музыку, знакомить казахстанцев с лучшими образцами нового стиля зарубежных авторов и с экспериментами соотечественников. Он принципиально не использует коллектив в своих корыстно-творческих целях.
- Я сам составляю программу для каждого выступления, но ни разу не делал так, чтобы звучала моя музыка, - говорит Санжар. - Почему? Да потому, что в Казахстане очень много талантливых композиторов нового поколения, которые нигде и никак не могут услышать свою музыку. (Меня все же исполняют, и я подумал: зачем отнимать шанс у других?) Это очень важно, поскольку часто открывает новые возможности. Например, очень талантливая Тогжан КАРАТАЙ благодаря нам была услышана и получила приглашение в Академию композиторов в России. У нас исполняют в основном старшее поколение композиторов, тем самым мы лишаем талантливую молодежь возможности экспериментировать, искать свое лицо. А именно это самая важная часть любой композиторской школы.
Санжар смеется в ответ на вопрос: “А слабо написать тойский хит?” Говорит, это все равно, что на спор пройти по проволоке. Зачем? Он не ищет славы или сумасшедших денег. Для него главное - заниматься своим делом. Хорошо, что мир сейчас открыт, можно работать для всех стран, оставаясь в любимом городе.
- У меня есть ощущение, будто я делаю что-то важное, что все это не зря и со временем станет очевидным. Это только в Казахстане и странах бывшего СССР профессию композитора считают странной и признают авторов лишь после смерти, что является большой проблемой для нашего общества. В других странах композиторы и деятели культуры вообще занимают очень важное место, - отмечает Санжар.
И еще о том, что все не зря. Именно в ноябре Казахский национальный университет искусства в Нур-Султане провел второй международный конкурс композиторов New music generation 2020. Конкурс удачно дебютировал в прошлом году и вызвал настоящий ажиотаж: было прислано более 160 партитур со всего мира. Участвовали и многие казахстанские авторы. Санжар с радостью отмечает, что не всех знал, не обо всех слышал. Это означает, что все больше молодых талантов хотят писать музыку. Наш герой подал на конкурс свой скрипичный концерт и получил второе место за сочинение.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Санжаром БАЙТЕРЕКОВЫМ, Алматы