2163

Душа просит, руки - делают

Композитор-самоучка постоянно меняет свое амплуа

Душа просит, руки - делают

Илья ОДЕГОВ не учился в музыкальной школе, не знает нотной грамоты, но его музыка звучит в документальных и художественных фильмах, ее исполняют на сцене. Недавно он написал песню на казахском языке “Махаббат қайда?”, которая тут же ушла в народ. Ее поют не только в Казахстане, но и в России.

С Ильей я познакомилась в начале двухтысячных. Он тогда выступал со своей группой “Фопаджаро” на каком-то мероприятии. Утонченный профиль, очки. Такой мальчик-паинька. И тут он запел красивым басом, а девушки в зале устремились к сцене. С тех пор утекло много воды. Группа уже распалась, а Илья стал известным писателем, литературным переводчиком, преподавателем писательского мастерства. Но в начале этого года о нем вновь заговорили как о музыканте.

- Сколько себя помню, я всегда то играл в школьном театре, то писал книги, то сочинял музыку, то снимался в кино, то пел в хоре, то устраивал какие-то перформансы, то креативил для рекламных кампаний, - начинает разговор Илья. - Хотя в детстве я много кем мечтал быть. Даже хотел стать пастухом, причем пасти гусей! А в итоге занимаюсь музыкой и литературой параллельно. На самом деле это похожие направления. Просто в литературе я рассказываю истории словами, а в музыке - звуками. Иногда смешиваю все это, потому что люблю экспериментировать. Первый мой роман (“Звук, с которым встает солнце”. - Н. П.) вышел в 2003 году. И в том же году с группой “Фопаджаро” я записал первый музыкальный альбом. Потом команда распалась, но я продолжал писать музыку. Когда композиций скопилось немало, стал думать, как их можно применить. И кино оказалось такой сферой, где можно работать с музыкой самостоятельно, без группы.

В прошлом году фильм “Тренинг личностного роста” казахстанского режиссера Фархата ШАРИПОВА получил Гран-при Московского международного кинофестиваля (ММКФ). Музыку, которую написал Илья к этой картине, критики сравнивали с музыкой американского композитора Бернарда ХЕРРМАНА, а Ассоциация кинокритиков Казахстана наградила его за нее премией “Выбор критиков-2020” в номинации “Лучший композитор”.

В начале этого года он выиграл право на участие в лаборатории для кинокомпозиторов Envision Sound, в рамках которой участники должны были за неделю сочинить музыку для фрагмента фильма и записать ее с живым оркестром.

- Участие в этом проекте - игра в волшебство, мгновенная материа­лизация фантазий, - продолжает композитор. - Когда только вчера увидел кино, сегодня придумал музыку, а завтра ее уже играет оркестр. Фантастика. Я писал музыку для фильма “Зарэ” режиссера Амо БЕКНАЗАРЯНА, снятого аж в 1926 году. Амо был звездой немого кинематографа как актер, и он стал первым армянским режиссером, начавшим снимать игровое кино. Мне хотелось, чтобы музыка в этом фильме звучала этнически, чтобы казалось, что слышишь народные инструменты, звуки голоса, топот копыт, блеяние овец, но сделать это исключительно силами симфонического оркестра. Результатом участия в лаборатории стала не только запись, но и статуэтка “Артем” за оригинальную музыку.

У Ильи нет специального музыкального образования, но это не мешает ему писать замечательные произведения. Он, например, написал цикл произведений для хора на стихи поэта Айгерим ТАЖИ, и их сейчас исполняют хоровые коллективы Казахстана и России.

- У нас в школе был преподаватель по гитаре, и я некоторое время ходил к нему заниматься. Будучи студентом Казахского государственного университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, я пел в любительском хоре, которым руководил известный хоровой дирижер Анатолий МОЛОДОВ. Он очень многому меня научил. Вот и все мое музыкальное образование, - признался он. - Недавно впервые сочинил песню на казахском языке, сделал домашнюю запись и клип. Давно хотел попробовать поработать с казахским. Когда пел в хоре, всегда подмечал, что казахский язык очень музыкальный и петь на нем легче. Рад, что клип понравился народу. Я себе постоянно ставлю новые и порой странные задачи. Причем это касается не только творчества, но и быта. Ремонт, например, в квартире делал своими руками, полностью спроектировал, собрал и установил кухонный гарнитур, за который никто даже браться не хотел, потому что его нужно было идеально встроить между ригелями и колоннами.

- Слушаю тебя и понимаю, что ты постоянно в творческом круговороте. А спишь когда?

- По ночам (смеется). Занимаюсь разными практиками, чтобы силы восстанавливать. Просто идей много, и хочется все это воплотить. Сейчас заканчиваю работу над музыкой для нового фильма Фархата Шарипова. Пишу роман и активно занимаюсь преподаванием в своей онлайн-школе писательского мастерства “Литпрактикум”. На карантине у меня в разы стало больше работы и совсем нет свободного времени.

Илья не боится кардинально менять жизнь, имидж, внешность. В 20 лет у него были длинные до пояса кудрявые волосы. Спустя год он отрезал косу и повесил ее на стенку. Потом не раздумывая оставил высокооплачиваемую должность креативного директора в международном рекламном агентстве и уехал в монастырь в Непале. Он любит готовить и даже вел кулинарный блог под псевдонимом. Еще он рисует, играет на нескольких музыкальных инструментах, занимается духовными практиками и делает литературные переводы. Илья, кроме казахского, владеет несколькими иностранными языками: английским, испанским, сербохорватским, немецким.

- В моей жизни много экспериментов, - улыбается он. - Иначе складывается впечатление, что топчешься на месте. Сейчас думаю возродить “Фопаджаро”. Хотя, наверное, это будет уже другой музыкальный проект и с другим названием. У меня накопились песни, которые не подходят ни для кино, ни для исполнения хоровыми коллективами, а хочется, чтобы их услышала публика.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлены Ильей ОДЕГОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть