Юрий Чахалиди, донор: Даже мысль об оплате неприятна
Уральский донор Юрий ЧАХАЛИДИ поставил себе цель довести количество сданной крови до 200 литров
Юрию Чахалиди 53 года. 30 из них он регулярно сдает кровь. Первый раз это произошло в армии в 1984 году. Молодой десантник Юра вместе со всем своим подразделением сдал кровь для сослуживца.
- Не могу сказать, что это в тот момент было как-то сознательно, - рассказывает Чахалиди. - В армии же все в основном добровольно-принудительно. Собрали все подразделение и всех, кому не дали отвод по медпоказаниям, строем отправили в санчасть. Уже потом выяснилось, что кровь понадобилась кому-то из наших ребят - ему делали экстренную операцию.
По словам Юрия, никаких поблажек и уж тем более выходных донорам в армии не полагалось. Молодым десантникам даже не увеличили порцию масла или сахара.
- Да нам это и не нужно было, - говорит Юрий. - Мы все молодые здоровые люди. Да к тому же это было очередным примером того, что вэдэвэшник всегда готов прийти на помощь, не ожидая никакой награды.
После армии Юрий вернулся в родной Уральск, устроился работать на завод “Металлист”. Туда периодически приезжали сотрудники центра крови, и Юра сдавал кровь вместе с коллегами. Однако первый сознательный шаг к донорству случился все-таки чуть позже.
- В начале 90-х я как-то в магазине увидел объявление: “Купим кровь для больного”, - вспоминает Юрий. - Уж не знаю, почему там все так было, то ли действительно крови не хватало, то ли еще что-то. Но я пошел сдал кровь, взял справку, принес этим людям и сказал: “Вот справка, а денег мне не надо. На чужой беде счастья не построишь”. Конечно, они мне там столько благодарностей наговорили. И вот в тот момент в голове что-то щелкнуло. Понял: то, что для меня, в общем-то, ничего не стоит, кому-то может спасти жизнь.
С тех пор Юрий в центре крови постоянный гость. На счету 53-летнего донора 30 кроводач по 400 мл и 266 “ходок” на плазму. Там берут по 600 миллилитров. Всего на сегодня 171 литр.
- Если сдаешь кровь, то приходить можно не чаще одного раза в два месяца, а на плазму я хожу каждые две недели, - объясняет Юрий. - Решил на плазму сдавать, благо вены и здоровье позволяют.
Ни одного из своих “кровных” родственников Юрий никогда не видел. Даже не знает, кому и когда случилось помочь. Правда, как-то ему рассказали, что его биоматериал, как правило, уходит в районы с плохой экологией и в роддома.
- Я веду здоровый образ жизни. Соответственно, у меня кровь чистая от никотина и алкоголя, - объясняет мужчина. - Поэтому ее ценят. Ну, во всяком случае, мне так сказали. Но, между прочим, физическое здоровье на качество крови не влияет. Донором может быть любой человек, если у него в порядке гемоглобин и нет некоторых специфических заболеваний.
Несмотря на востребованность донорского материала, в Казахстане за эту услугу платить не принято. 570 тенге - это единственное, что получают люди, отдавшие свою кровь. Это сумма, которую должны потратить на спецпаек для донора, но отдают деньгами. В советское время после кроводачи выдавали шоколад, в трудные 90-е - сахар, чай и какие-нибудь конфеты. Чуть позже стали давать дешевый портвейн - на хорошее красное вино, которое способствует кроветворению, денег не хватало.
Вопрос о безвозмездности донорства обсуждается повсеместно. Многие считают, что за кровь государство должно платить деньги. Юрий Чахалиди с этим категорически не согласен.
- Мне даже сама мысль об оплате неприятна, - признается он. - Речь идет о безвозмездной (!) помощи тем, кто в ней нуждается. Какие тут могут быть деньги, если ты делишься своей кровью? Даже те 570 тенге, которые дают вместо пайка, и получать-то неловко.
Кстати, Юрий не единственный донор в своей семье. Почетным донором была его мама, а сейчас последовал примеру отца сын. 21-летний студент Илья уже имеет на своем счету несколько кроводач. Сам же Юрий намерен обязательно набрать свою личную 200-литровую бочку.
- Останавливаться я на этом, конечно, не собираюсь. Даст бог, буду сдавать и дальше. Но это будет моим личным рубежом, - говорит он.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск