2449

Впереди - целая жизнь!

     Нытикам и критиканам, которые считают, что у нас в стране ничего от государства невозможно получить, алматинка Мольдир ОРМАНТАЕВА может возразить собственным примером: благодаря государственной поддержке она получила сначала шанс на жизнь, а недавно реализовала вторую свою мечту - въехала в собственную квартиру. Приобрела ее Мольдир по программе “Нұрлы жер”.

На вопрос: “Вы счастливы?” - Мольдир с уверенностью отвечает: “Конечно, да! Надо только не опускать руки, не сидеть на месте и верить в лучшее, и тогда все получается!”
Девушка родилась в обычной семье, она старшая из четырех детей. В школе Мольдир очень любила принимать участие в различных дебатах, отстаивать свою точку зрения. Наверное, поэтому и решила учиться на юриста, поступила в колледж, потому что хотелось скорее заниматься делом. Но в семнадцать лет начались проблемы со здоровьем, врачи поставили диагноз пиелонефрит. Врачи объяснили, что была какая-то невыявленная врожденная патология одной почки, она фактически не работала, а потом и вторая от повышенной нагрузки начала страдать. В 19 лет, несмотря на лечение, почки у девушки просто отказали.
- Я только поступила на юридический факультет КазНУ, - рассказывает Мольдир, - отучилась осень, и вдруг такое... Первый раз на гемодиализ я попала 14 декабря 2006 года, ну и, конечно, мне сразу дали инвалидность. Объяснили, что это не лечится, помочь может только пересадка почки, иначе вся жизнь будет зависеть от аппаратуры. Хотя даже не так. Моим родителям сразу сказали, что жить мне осталось недолго. Они забрали документы и часть оплаты за первый год обучения в КазНУ и стали бороться за мою жизнь. После этого четыре года я провела дома.
В то время в Казахстане пересадку почек еще не делали, но государство выделяло квоту и оплачивало операцию в Белоруссии. Мольдир не любит рассказывать, как ее мама добивалась квоты, сколько писем написала. Не любит рассказывать про следующие годы, что прожила на гемодиализе, когда на ее глазах прямо под аппаратом, случалось, уходили такие же пациенты, как она. Зато очень горячо благодарит маму, Казахстан за возможность получить дорогостоящее лечение.
Тогда, в тот самый трудный период жизни, Мольдир встала в очередь не только на квоту, но и на жилье. Она верила, что впереди счастливая жизнь, надо думать о хорошем будущем, о том, как работать, как жить независимо от родителей. Конечно, семья очень беспокоилась за нее. Несколько раз девушка дома теряла сознание, начинались судороги, и только присутствие и помощь отца спасали ее. Поэтому дочери велели никуда не ходить, беречься и сидеть дома. Но для Мольдир это казалось невозможным. Она решила, что хочет жить, учиться, работать. Чтобы поступить на коммерческое отделение, она копила пособие по инвалидности и доказала родителям, что может и должна жить полной жизнью.
В 2012 году раздался долгожданный звонок - подтвердили квоту, отправили на обследование сначала в Астану, затем в Минск. Сама операция произошла лишь спустя три года! Мольдир говорит, что это настоящее волшебство, потому что все совпало: нашелся орган, она в тот момент была на работе, но врачи дозвонились маме. Нашелся авиабилет, которого не должно было быть, и в больницу она приехала вовремя, а ведь счет шел на часы, и если бы она не успела, то почка досталась бы другому пациенту.
- Спасибо государству. Операция очень дорогая, около восьмидесяти тысяч долларов, но это мой шанс на жизнь… Да и сейчас без поддержки государства я бы не обошлась. Мне всю жизнь придется пить очень дорогостоящие лекарства, снижающие иммунитет. Это гарантия того, что чужой орган не начнет отторгаться. Дозировка меняется в зависимости от моих анализов, а стоит препарат от 300 до 400 тысяч тенге в месяц. Сама я, конечно, не смогла бы покупать такие дорогие медикаменты. Пересадка прошла 31 мая 2015 года. Еще месяц меня наблюдали белорусские врачи, затем сказали, что я могу ехать, в Казахстане есть хорошие специалисты, которые и будут дальше вести меня. Меня действительно наблюдает замечательный доктор Динмухамед ТАЖДИНОВ.
У нас обычно считают, что если у человека инвалидность, то возможности его ограниченны во всех смыслах, а значит, лучше жить под присмотром родителей и не строить далекоидущие планы. Но Мольдир еще десять лет назад, как только получила инвалидность, решила, что будет жить самостоятельно, и встала в очередь на приобретение жилья на льготных условиях.
- Если мне это положено, если государство готово выделять квартиры для инвалидов, то почему не использовать эту возможность? У нас, например, большая семья, в одной квартире просто тесно всем жить. К тому же мне нужно думать о будущем, о соз­дании собственного гнезда. Я верю, что у меня будет и муж, и ребенок. Да, я и об этом думаю. Врачи подтвердили, что через три года после пересадки почки я могу родить. Вот только мне понадобится кесарево сечение на сроке в семь месяцев. Дело в том, что мои собственные почки не удалены и донорский орган вшит в брюшную полость. То есть ребенок, подрастая, будет давить на него. Поэтому придется не ждать положенного срока.
Несколько лет назад очередь подошла, но тогда комиссию не устроило, что гарантом выплат по ипотеке стала родственница Мольдир. Но кто еще возьмет на себя такие серьезные обязательства? Не всегда у инвалида есть постоянная работа, и уж никто не гарантирует, что он сможет поддерживать уровень доходов, позволяющий и питаться, и покупать необходимые лекарства, и еще платить за квартиру, пусть даже полученную по льготе.
- А вот когда была открыта программа “Нұрлы жер”, мне пошли навстречу. Год назад, в декабре, я подала документы, и уже через три дня мне подтвердили, что я получу жилье именно по этой программе. Через полгода я подписала договор! А месяц назад въехала в свою квартиру. Она очень просторная, светлая, с огромной кухней. Общая площадь однокомнатной квартиры по этому проекту сорок квадратных метров. Еще и номер счастливый - седьмая. Конечно, вся семья будет помогать, так же как помогали мне въезжать, делать ремонт. Я ведь переоборудовала балкон: утеплила его и превратила в гардеробную! Да и как только построили наш комплекс, в котором получили жилье многие льготники, был решен вопрос с транспортом. Так что прямо до нас ходит автобус. Конечно, квартиру по коммерческой стоимости я бы не смогла купить. У меня бы просто не хватило денег. Из-за проблем со здоровьем мне необходимо хорошо питаться, я легко простужаюсь и болею тяжело и долго, поскольку у меня подавлен иммунитет препаратами. Мне нельзя поднимать больше пяти килограммов, и я быстро устаю. Конечно, я не сижу без работы, но это случайные заработки не по профессии. Но по программе “Нұрлы жер” условия льготной ипотеки для меня приемлемы.
Теперь у Мольдир в планах найти не случайную, а постоянную работу и в соответствии с полученным образованием.
- Я работала в разных организациях и, кстати, везде находила понимание. Меня отпускали на гемодиализ, начальники знали, что я часто болею, но это не было проб­лемой, меня подменяли коллеги. Конечно, мне бы очень хотелось работать на государственной службе, но я просто не знаю, куда обратиться и как туда попасть. К тому же меня напугали, что инвалидов на такую работу не берут. Я ведь всегда честно предупреждаю о своих проблемах, ничего не скрываю. Сейчас вот я самостоятельно освоила визаж, маникюр, наращивание ресниц. Постепенно появились свои клиенты. Я сотрудничаю с одним небольшим салоном красоты. Серьезным заработком не назовешь, но пока и это хорошо. Очень хотела создать свою фирму, работать адвокатом, но для этого нужны деньги, да и первое время придется работать за небольшие деньги, чтобы сделать себе имя. В общем, пока я не рискнула. Но ничего, со временем все получится. Я же везучая!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть