3862

Вадим ШКЛЯР, скайраннер: Движуха только начинается

     Жизнь этого человека резко изменилась шесть лет назад, а теперь он хочет помочь измениться и другим

Сначала были серьезный диплом политеха по специальности “автоматизация металлургических процессов”, увлечение легкой атлетикой. Потом бегство на независимое телевидение, которое стремительно развивалось, не требовало диплома и заполняло жизнь полностью. Конечно, прорастали и другие интересы: то Вадим занимался бодибилдингом вместе со своей женой, то увлекся игрой на диджериду - духовом инструменте любителей Востока и медитаций. Потом начались пророческие сны, и появилось четкое ощущение, что жизнь закончится в 47 лет.
- Как я теперь понимаю, прежний я действительно умер, - смеется Вадим. - У меня был типичный для телевизионщика образ жизни: сидел в монтажной с сигаретой, кофе, алкоголем. После сорока начались проблемы со спиной. Попробовал ездить на велосипеде, но наступила зима. Решил бегать, но оказалось, что в 47 лет делать это без конкретной цели скучно. Вот я и поставил перед собой задачу - 50-летний юбилей отметить забегом на дистанцию в 50 километров. Тогда появилась мотивация для тренировок, для того, чтобы отказаться от употребления алкоголя по пятницам в тех количествах, в которых это принято на телевидении. И до сих пор всем говорю: это не я бросил вредные привычки, а они меня сами оставили, потому что перестали соответствовать новому образу жизни. И когда в свой юбилей вместо посиделок с гостями я пробежал задуманную дистанцию, то понял, что сложился мой собственный пазл, что нашел свое дело, от которого мне легко и радостно.
Этим летом Вадим, или, как его ласково называют, дядя Вадя, расстался с работой на телевидении. Говорит, что надоела вся та попса и вымышленная жизнь, которой пичкают зрителя отечественные каналы.
- К тому же понимаю, что телевидение умирает, и не хочется умирать вместе с ним. Да, пока оно может быть стабильным источником дохода, но, чтобы заработать, надо сутками не вылазить со съемочных площадок, забросить все тренировки, людей, собственные проекты, до которых уже дозрел. Я хочу делать тревел-шоу. Благодаря моему путеводителю “Тысяча троп. Алматы и окрестности” к нам даже из других городов и стран приезжают люди, чтобы пройтись по нашим горам. Можно было бы делать тревел-программу на телевидении, но не совпадают подходы. Я вижу нечто максимально информативное, сделанное через впечатления ведущего, а мне предлагают снять ведущего в студии и весь процесс максимально упростить. Еще у меня все готово для того, чтобы собрать давно задуманное приложение, которое не только будет показывать треки, но и сориентирует по их длительности, погодным условиям, уровню сложности, поможет подобрать попутчика, потому что нельзя в одиночку ходить по горам, - говорит Вадим.
Дядя Вадя не спешит называть себя тренером, поскольку он не профессиональный спортсмен. Но у нас нет специалистов по скайраннингу - бегу в высокогорье. Вадим называет свое увлечение еще точнее: приключенческий бег. Ты не бежишь с оглядкой на секундомер, а получаешь удовольствие от самого процесса. Можно остановиться, чтобы сделать удачное фото, полюбоваться видами, но надо уметь перебегать вброд речки, рысить по каменистым спускам и за один день проходить тот маршрут, который пешие туристы проходят за два-три дня. А вот спортивные кроссы Вадим не любит, предпочитает придумывать свои дистанции. Например, традиционно дню рождения посвящен личный забег на 50 километров, а в последнее воскресенье января происходит забег “Ледяная борода”.
- Я бегу от озера Сайран по направлению к космостанции на БАО. Пока, правда, не удается до нее добежать, но, возможно, в этом году уже получится. А вот борода действительно после этого забега ледяная. Особенно в такую морозную погоду, которая была прошлой зимой, - рассказывает Шкляр.
- Почему вы не пошли тренироваться в фитнес-зал, денег жалко?
- Ну и это тоже. Зачем покупать абонемент, если у нас и так есть все для тренировок? Вот моя жена - бодибилдер, она один раз сходила со мной в горы и сказала, что больше не пойдет. А мне, наоборот, в зале скучно. Мне, чтобы почувствовать себя живым человеком, нужно бежать в горах, а не на беговой дорожке. Там на тропах ручные белки, лошади, которые проверяют твои карманы, собаки показывают дорогу. Там люди замечательные. Сейчас жена меня ругает, что слишком худой стал, но скайраннинг - это спорт дрыщей. Марафонцы тоже не таскают на себе гору мышц, а в горах чем больше вес, тем больше нужно крови, чтобы снабжать кислородом эту массу, и выше риск поймать горную болезнь. С новичками мы занимаемся в первую очередь общей физической подготовкой, потому что все мы урбаноиды, все из офиса, с телом, не подготовленным к нагрузкам. Если сразу начать бегать или отправиться в серьезный поход, то такой опыт, возможно, окажется последним. Я, кстати, для того стал искать единомышленников, чтобы не бегать одному в горах. Мы не любим сейчас вспоминать советский опыт, но тогда при каждом институте был клуб туризма, и просто так, тем более в одиночку, никто в горы не ходил. Я бегал один до первого падения - спускался с Мынжилков, на осыпи поскользнулся и упал. Очнулся и подумал: а если бы все оказалось серьезнее, если бы не очнулся, если бы вывихнул или сломал ногу?
В горах дядя Вадя уже узнаваемая и популярная личность. С ним здороваются, подвозят, консультируются. О любителе поднебесных пробежек знают и в акимате. Как-то даже зашел разговор о том, чтобы под патронажем города сделать такой нужный онлайн-путеводитель по горным тропам. Но дальше разговоров дело не пошло.
- Там все делается так: надо подготовить предложение. Кто будет ходить по трекам? Дядя Вадя? Нет, нам нужен в проект профессиональный географ, его надо включить в бюджет. Кто будет снимать? Нанимаем профессионального фотографа. И так далее. Получается группа из семи серьезных специалистов, но все они отнюдь не туристы: выше Кимасаровского гребня такая группа не двинется. В общем, я сказал: хорошо, давайте работать параллельно. На данный момент городской путеводитель еще не начат, насколько я знаю, а у меня половина материала уже собрана и готова. У нас, кстати, по тому же принципу ставят и указатели: в начале троп, в легкодоступных местах, а выше, где появляются вопросы у путешественников, нет никаких ориентиров. К тому же тропы тоже меняются. Вот на входе в Кимасар стоит указатель на Горельник, а тропа уже давно нехоженая. Такой указатель лишь вводит в заблуждение людей. Вообще, сейчас все нужно привязывать к мобильным телефонам и навигатору, тогда можно даже в темноте найти дорогу. Хочется, чтобы меньше было случаев, когда люди погибают в получасе хода от тропы. У нас вообще в горы ходят наобум! Про кафе или кино не поленятся погуглить, найти отзывы и информацию, с горами совсем другое дело. Я когда вижу в соцсетях, как гордо кто-то снимает закат на одной из вершин, у меня паника начинается: человек лез весь день в горы и не представляет, каково ему будет спускаться в сумерках.
- Тогда, может, наоборот, не надо популяризировать горный туризм?
- Надо помогать грамотно ходить в горы. У нас люди осели, а надо двигаться. Я, когда только начинал свое движение, с грустью отмечал, что особенно титульная нация предпочитает сидячий образ жизни. Но буквально за несколько лет ситуация стала меняться, сейчас в горах очень много молодых людей. Наша задача - поддержать их и научить выбирать нормальную обувь, соразмерять силы, не мусорить - словом, вести себя на природе правильно. Сейчас движуха только начинается, надеюсь, с этого поколения стартует эпоха таких живеньких старичков. Вспомните опять же советское время и стереотип интеллигенции и элиты общества: монументальные фигуры, серьезные лица, животики. Я надеюсь, что скоро появится совсем другая, “зожевская”, элита казахстанцев. Я уже вижу этих людей. Кстати, именно в сорок семь мне очень захотелось уехать в другую страну - все казалось здесь не так. Наверное, мое неудовлетворение жизнью было написано на лице, потому что ко мне постоянно подходили распространители разной духовной литературы. Так что начал я даже не с пробежек, а с попыток уйти от негативных мыслей. Это и был первый шаг к спорту. Зато сейчас я сам добрый и все вокруг мне кажется добрым. И сектанты ко мне больше не подходят. Даже если и спрашивают: “Не хотите задать вопросы Богу?” - я им отвечаю, что сегодня утром уже был на очередной вершине и там все обсудил.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее