Крым АЛТЫНБЕКОВ, реставратор: Все помешались на золоте
Через руки этого удивительного человека прошли едва ли не все самые значительные археологические находки Казахстана, в том числе Золотой человек, Сарматская жрица, находки Берельского кургана.
В глубине души Крым гордится, что частью культурной программы EXPO стала подготовленная им выставка оригинальных артефактов “Золото скифов”, но ему гораздо интереснее новые находки, которые надо спасать, консервировать с помощью его собственных методов и возвращать к жизни. Можно было возгордиться от того, что с помощью твоих рук предстал во всей красе главный символ независимого Казахстана - Золотой человек. Но у Крыма своя точка зрения:
- Разве врач гордится тем, что вчера спас знаменитого человека? Он сделал свое дело, сделал хорошо, доволен и работает дальше. Так и я…
В своей лаборатории Крым, как настоящий врач, ходит в белом халате. Во дворе стоят странные станки, копии древних стел, царит художественный беспорядок, а в кабинете все пространство занято книгами. Здесь, как в приемном покое, часто звонит телефон и принимаются важные решения.
Крым родился в многодетной семье, отец его был директором школы, а мальчик с детства интересовался историей и искусством. После армии попробовал несколько профессий и попал к российским корифеям реставрации, работая в мастерских Эрмитажа и Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. Потом трудился в Казахстане, а после перестройки открыл собственную мастерскую, где уже обкатывал и доводил до совершенства личные ноу-хау.
- Если бы мы работали так, как принято во всем мире - с привлечением большого количества специалистов, разных технологий, оборудования, то наше золото получалось бы действительно золотым, то есть очень дорогим, - говорит Мастер. - Поэтому приходилось изобретать собственные эффективные и дешевые методы.
Настолько эффективные, что в мастерской Крыма стажируются и учатся коллеги из России, Франции, Бельгии. Конечно, когда у Мастера есть возможность. Существует даже что-то вроде очереди, чтобы поработать с ним.
- Иностранные эксперты, когда работали с нами над берельской находкой, сказали, что сохранить артефакты и консервировать их невозможно. Документировали все, фотографировали, а остальное порекомендовали списать.
Не тут-то было! Работа с деревом - это конек Крыма. Он с удовольствием рассказывает, как вода консервирует дерево, даже горелое, и как за считаные секунды, особенно под палящим солнцем и особенно обугленное, дерево превращается в прах, только показав себя во всей красе.
- В захоронении Сарматской жрицы мы нашли удивительный гребень искусной работы, в котором масса информации, и буквально после двух снимков фотографа быстро законсервировали его, поскольку дерево стало на наших глазах разрушаться. Если бы мы его не реставрировали, то не узнали бы много удивительных вещей, тем более что украшен он был с двух сторон.
Фамилия у нашего героя говорящая - Алтынбеков. Естественно, коллеги часто шутили над ее знаковостью, журналисты старались придумать заголовок поэффектнее, играя на таком материале, но сам Крым к золоту равнодушен.
- В найденных артефактах важна информация, а в золоте ее нет. Ведь это только тонкая пленка, которой покрывается органика: дерево, кость, и если не сохранить ее, то золото будет лишь скомканным фантиком. Вы поймите, что текстиль гораздо важнее и труднее сохранить. А если бы в захоронении Золотого человека не было остатков ткани, мы бы никогда не смогли понять, в каком порядке и как украшен его костюм. Мы бы не обнаружили с удивлением, что найденные в раскопах вышивка и мотивы для нее до сих пор используются в одежде, особенно в глубинке, в аулах. А у нас все помешались на золоте! Все очень хотят найти второго золотого человека. Хватит того, что есть. Существует же такое понятие, как археологические ресурсы, и не надо устраивать гонку из раскопок.
Может Алтынбеков объяснить и как произошло, что кочевники, любившие золото, стали отдавать предпочтение серебряным украшениям.
- Это ошибочное представление, что казахи предпочитают серебро. Золото всегда считалось подарком Солнца, символом благоденствия. Но когда в степь потянулись под видом этнографов геологи, то они спрашивали, кто делает такие украшения, откуда кузнец берет золотую руду. А затем эти места помечали на карте, выкупали или отбирали, и начиналась промышленная добыча. Таким образом у нас были обнаружены практически все действующие до сих пор рудники. Так что Казахстан тоже пережил золотую лихорадку. А когда золота в свободном доступе не осталось, степняки перешли на серебро, правда, старались его хотя бы позолотить. Это особенно хорошо заметно на старых украшениях. Слой позолоты стерт от времени, но в углублениях заметен желтый металл. Так что любовь казахов к серебру - это блеф.
- Как только заканчиваются раскопки археологов, за дело беретесь вы. Не боитесь тревожить могилы и дух предков, не являются ли они к вам потом с упреками?
- У меня с психикой все нормально, голоса не слышу, видений не бывает. Мы не оскверняем захоронения, а ищем информацию. Да, бывает, я мысленно обращаюсь к духу захороненного: “Дед, я твой далекий потомок, извини, если потревожил, но нам нужна информация, и ниоткуда больше ее получить не можем”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы