5660

Владимир Щелочков, ветеран уголовного розыска: А мы ловили бандитов

Он взял бумагу, ручку и сел писать поздравление к празднику. Полиции - 25 лет, ему, Владимиру Александровичу ЩЕЛОЧКОВУ, - 70. Двойной юбилей - надо отметить! На тетрадном листочке в клеточку он решил изложить самое важное - то, что хотел бы сказать своим бывшим коллегам: офицерам и рядовым, начальникам и участковым, операм, следакам...

Задумался. Нахлынули воспоминания. Увидел себя в их возрасте - бравым матросом Балтийского флота, демобилизовавшимся на родину в Джамбул. Бескозырка белая, под ней чуб волнистый. Вот он, Володька Щелочков - бессонные ночи девчат. А он не на свидание - в горком комсомола спешит! По комсомольской путевке - в угрозыск! Там нужны были такие: мужественные, крепкие, идейные.
- Мы были идейными! - произносит Владимир Александрович с гордостью. - Верили, что через двадцать лет наступит коммунизм и мы покажем народу последнего задержанного нами преступника. И работали как одержимые. В уголовном розыске служили те, кто любил эту работу. Кто не любил - шли в ОБХСС - там они возбуждали уголовные дела за 24 грамма шашлыка вместо 26, за обвес, обмер, обсчет... А мы ловили бандитов. Денно и нощно. Без выходных. Нас было 11 оперуполномоченных на весь город и одна на всех машина. Помню, тогдашний министр внутренних дел Шракбек КАБЫЛБАЕВ в 1972 году в Джамбул приехал, собрал нас, оперов: “Ну что, хлопцы, какие проблемы?” - “Да нам бы еще одну машину...” А он: “Город у вас красивый, чистый... Вас - одиннадцать орлов. Справитесь! Я в молодости был единственным опером в районе, успевал и преступления раскрывать, и басмачей ловить. А была у меня всего-то одна лошадь!”
“Поздравляю с праздником всех действующих сотрудников, кто верен присяге и выбранному делу...” - вывел Владимир Александрович на чистом листе.
...А еще был случай, когда они с преступником сошлись в жестокой схватке. Жила в те годы, в 80-е, одна криминальная семья в городе. Старшие братья сидели, а младший Анвар, желая отомстить за них, стал охотиться за неустрашимым милиционером. Щелочков Анвара ловил, а тот его выслеживал. Одним словом, кто кого переиграет. Встретились они на вокзале. Случайно. Младший лейтенант Щелочков увидел бандюка на стоянке такси и, не раздумывая, бросился за ним. Уголовник вытащил обрез, Щелочков - пистолет. Сцепились они, упали на асфальт - и кто кого переборет! Тут как раз дружинники. А лейтенант им: “Спокойно! Не вмешивайтесь. Провожу задержание!” В общем, справился сам. За это его МВД СССР наградило почетной грамотой и даже издало плакат с его фотографией и надписью “Комсомолом признанный”. Потом у Владимира Щелочкова было много всяких наград, один год даже стал лучшим инспектором уголовного розыска Казахской ССР. Но эта схватка врукопашную почему-то особенно запомнилась.
- Тогда криминалитет другой был, - размышляет Щелочков. - Он жил по своим неписаным правилам и строго их придерживался, поэтому был предсказуем, с его лидерами можно было вести переговоры, чтобы, к примеру, предотвратить какую-нибудь бучу на зоне. А когда в 90-е годы в преступный мир вошли спортсмены, не знакомые с “понятиями”, то начался беспредел. Занимаясь рэкетом, эти новообращенные бандиты могли пытать утюгом жену бизнесмена, могли похитить ребенка (чего не допускалось при прежних воровских законах), и взывать к их морали было бесполезно. Преступность проникла даже в учебные заведения, где собирался грев на зону и копировался криминальный уклад. Но постепенно государство с этим справилось, самые дерзкие банды были ликвидированы.
- И когда же полицейские покажут нам последнего преступника?
- Это еще не скоро! - вздыхает Владимир Александрович. - Как горько мне бывает слышать, что сотрудники разводят дела, берут взятки. Коррупция процветает во всех сферах жизни, и бороться с этим у государства пока не получается. К тому же некоторые умники, дорвавшиеся до власти, начинают пре­творять в жизнь свои фантазии, оставаясь при этом в тени. Вот кто подсказал главе государства, что надо объединить два силовых ведомства МВД и МЧС, соз-дав трудноуправляемого монстра? А этот, уже можно сказать, провалившийся эксперимент с местной полицейской службой, создание которой привело только к бестолковщине и распылению сил? Но кто-то же это придумал! Вот если бы показывали народу этих “реформаторов”, печатали бы их фотографии в газетах - тех, кто предлагал, кто подписывал, кто за ниточки дергал, тогда бы эти горе-новаторы думали бы, прежде чем что-то менять!
Щелочков вновь задумался. За четверть века, что он отдал органам внутренних дел, дослужившись до начальника УВД области в чине полковника и уйдя в этом звании на заслуженный отдых, он понял главное: жить надо так, чтобы не пришлось краснеть, когда тебе стукнет семьдесят. На тетрадном листочке в клеточку порывистым почерком он написал:
“А молодым сотрудникам хочу я сказать: долг и совесть не пустой звук. Берегите честь смолоду!”

Галина ВЫБОРНОВА,фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть