12255

Я вам пишу...

Куда исчезли письма Габита МУСРЕПОВА, адресованные любимой женщине? Это пытаются выяснить потомки писателя

В свое время этот роман всколыхнул все общество - именитый писатель, драматург влюбился в молоденькую начинающую актрису Раису Мухамедьярову, которая и стала главной любовью его жизни.
- Папа долго ухаживал за мамой, - рассказывает Гульнара, - но она не воспринимала эти знаки внимания. Видимо, разница в возрасте в 37 лет была серьезным барьером. Но он был очень настойчив. Мама часто рассказывала мне, как произошел перелом в их отношениях: однажды папа позвонил ей и попросил выйти из дома. Мама увидела его в машине - черные круги под глазами, вид совершенно больной и исстрадавшийся. Вот в этот момент, говорит она, и сдвинулось что-то в душе, она стала воспринимать его совершенно иначе.
Дети от первого и второго брака (а у Мусрепова получались только девочки) всегда были в хороших отношениях друг с другом: ходят в гости, вместе отмечают семейные даты и радуются новым достижениям детей и внуков. Всего у Мусрепова родилось шесть дочек: Энгелина, Мара, Роза и Райхан в первом браке и Гаухар и Гульнара - во втором. Дочка Розы Дина была, кстати, записана как дочка Габита Мусрепова. И только сын Райхан Бекет выбрал творческую профессию: он художник, аниматор и ювелир.
- У меня два сына, Габит и Мади, а у Гаухар дочка Аделя, - рассказывает Гульнара. - Старшего сына я назвала в честь дедушки Габитом, и все знакомые отмечают, что он очень похож на моего папу в молодости. Иногда даже удивляются этому факту, ведь к моменту моего рождения папе было 64 года, и сплетники с удовольствием решали вопрос, действительно ли он отец. Я рада, что Габит-младший хорошо ответил всем этим людям и через двадцать лет, и что Габиту важно это сходство с дедом. В шестнадцать лет он сам решил поменять фамилию и стал полным тезкой Габита Мусрепова. Оказывается, он даже пробовал писать стихи, хотя мне об этом никогда не рассказывал. Секрет выдала Жанна - супруга сына.
- Не жалеете, что практически никто в семье не выбрал творческую профессию?
- Нет, не жалеем, - смеется Гаухар, - даже если бы и хотели, чтобы было иначе, то это решается не нами. Некий творческий ген или есть, или нет.
- Но, честно говоря, - продолжает Гульнара, - я очень рада, что у нас у всех обычные земные профессии. Мы видели мамину жизнь изнутри - она полна неопределенности, зависимости от внешних обстоятельств, а семья и близкие, как правило, на втором месте. Если реализовать собственные планы невозможно, то переживания разрушительны: мало кто может утешить творческого человека. Наша мама Раиса Мухамедьярова была обычной девчонкой из глубинки, но когда она снялась в первом фильме “Песня зовет”, на нее буквально обрушилась слава. Со всех концов СССР красивой девушке писали письма, восхищались, звали замуж. Естественно, кто может устоять перед таким признанием?!
- Неужели своих дочек мама не подталкивала к сцене?
- Однажды она мне сказала, что на студии идут какие-то пробы, - говорит Гульнара. - Я по глупости приняла участие в них и… помню только, что натерпелась страха. А вот на сцену Казахского ТЮЗа мы с сестренкой часто выходили, как и другие дети актеров, в массовых сценах.
- Вы родились, когда папе было уже за шестьдесят, наверное, расстраивались, если при вас его называли дедушкой?
- Он никогда не вел себя как дедушка, поэтому его так не называли. Папа всегда оставался очень современным и элегантным мужчиной. Например, у него не было домашних тапочек. Он просыпался, совершал утренний туалет и после этого даже дома всегда ходил в туфлях.
Когда Гульнара выбирала профессию, он сразу отсоветовал поступать на юриста - мол, негоже девушке копаться в чужом грязном белье. Совсем другое дело - экономика, тут главное - избежать искушений: “Я, например, не могу отказаться от пары лишних туфель...”
- Семейные страсти обошли вас стороной?
- Мы их не знали, поскольку росли у дедушки с бабушкой... Уже после развода родителей мы постоянно общались с отцом и были в прекрасных отношениях. Он всегда делился с нами своими мыслями, и мне кажется, я и сейчас могу представить, что он сказал бы по тому или иному поводу. Хотя очень интересно было бы поговорить с ним именно теперь, после того как мир кардинально изменился. Ведь мы жили в то время, когда папа подписывал нам открытки на 7 Ноября и искренне считал этот праздник самым значимым.
- При этом папа не был в вечном большинстве, - продолжает Гаухар. - Он даже подписался в числе пяти писателей под известным письмом Голощекина о голоде в республике и после этого долгое время все дни проводил с семьей в парке Горького (с первой семьей), домой возвращался только вечером, к сну детей. Делал это потому, что ожидал ареста и не хотел, чтобы дети стали свидетелями такой сцены.
- Что касается страстей, - говорит Гульнара, - это уже потом, когда мы выросли, то поняли, насколько скандальным в глазах общества был этот союз. Но мама всегда была для нас примером порядочности и женственности.
Этот роман оказался с не очень радужным финалом. Сначала в фильме по сценарию Мусрепова не нашлось роли для Раисы, потом у женщины не получалось полностью реализовать себя на сцене и в кино - много времени отнимали дом и дети. Видимо, свое дело сделали и любители обсуждать чужую жизнь. Когда Габиту Мусрепову исполнилось 70 лет, он расстался с Раисой и еще раз женился, на этот раз на женщине, занимавшейся перепечаткой его текстов - Мусрепов писал арабской вязью, и мало кто мог переложить его тексты на кириллицу. Но Газизу не приняли дети ни от первого, ни от второго брака, хотя все тринадцать лет, до ухода из жизни Мусрепова, общались и поддерживали отношения. Но безусловное право на издание своих книг Мусрепов передал трем живым на момент завещания дочкам и внучке Дине, которую воспитывал как собственного ребенка.
- Мы сейчас как раз думаем над тем, чтобы самостоятельно заняться изданием книг - не для коммерции, а для того, чтобы они были доступны, - говорит Гульнара. - К сожалению, сами столкнулись с таким фактом - хотели в подарок преподнести папины книги и еле-еле нашли их на русском языке. В книжных магазинах в основном продается изданное на казахском. Может быть, я не вполне корректные вещи говорю, но в Алматы читающая публика - русскоязычная, а в глубинке, где все хорошо знают казахский язык, там литература не слишком востребована. Поэтому мы считаем, что нужны издания на русском языке.
А вот потрясающие письма любимой женщине Мусрепова не так давно были процитированы в документальном фильме. И пропали…
- У нас дома всегда хранилась красивая шкатулка, - рассказывает Гульнара, дочь Габита Мусрепова и Раисы Мухамедьяровой, - а в ней лежали письма папы. Мама много раз показывала их мне и предупреждала, что пока она жива, эти письма нельзя публиковать, но вот когда ее не станет… К сожалению, мама очень доверчивый человек и в силу своего возраста неважно себя чувствует последнее время. Кто-то воспользовался этими обстоятельствами, и нам остается только гадать, исчезли письма после съемок очередного документального кино об этой любви или каким-то иным способом. Мы очень надеемся, что нам их все-таки вернут.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива семьи, Алматы

Поделиться
Класснуть