6004

Ольга ГУМИРОВА, защитница истории: Иногда нас слышат

Фотографы жаловались: на акции “Бессмертный полк” Ольга Гумирова неизменно попадала в кадр. Нацелишь объектив, говорили, на что-нибудь: щелк - вот именно во время щелчка в кадре пробегающая Ольга Гумирова. Со своим аппаратом. Со своим плакатом.
Символическая такая история о вездесущей Ольге. Она действительно при небольшом росте замечена во всех акциях по защите города Алматы. Будь то защита бездомных собак, защита мегаполиса от постройки навороченного горнолыжного курорта в горах или защита городища, который ЮНЕСКО включило в список памятников истории.
Когда она успевает? Те, кто с Ольгой учился, не помнят, чтобы она была спортсменкой, к примеру, лучше всех одолевшей стометровку. Проворонили чемпионку в юные ее годы, получается.
И на сельхозработы поваром на кухню ее не отправляли. Не похожа она была на человека, колдующего над чанами с рисовой кашей. Вот на сказочницу, да, похожа. В смысле написания сказок для детей, и на художника, иллюстрирующего свои книжки, да, похожа. Ольга не обманула ожиданий: она сочинила сказки, которые собраны в две книжки, и еще издала 11 обучающих книг и пособий для детей.
Но успела заработать не гонорары (они у детских писателей небольшие, прямо скажем, не взрос­лые), а славу неплохого повара в археологических экспедициях, к которым пристрастилась после окончания вуза во время отпусков на основном месте работы. А работает Ольга в детской республиканской газете.
Кроме славы повара Ольга заработала славу путешественницы и защитницы нашей истории.
Вот об этом подробнее.
- История эта началась два года назад, - вспоминает Ольга. - Переводчица Карлыгаш МАКАТОВА, гид Майра РАХИМБЕКОВА и известный казахстанский архео­лог Алексей Николаевич МАРЬЯШЕВ повезли группу китайских туристов, в составе которой были и специалисты по Великому шелковому пути, к месту, где находилось городище Талхиз... Китайские туристы пробежали слегка вперед и первыми обнаружили разметку будущей дороги, стали задавать вопросы, на которые мы не знали ответов. Поскольку группа по­ехала после Талхиза дальше, мы с Марьяшевым стали искать ответы: он - через Институт археологии, я - через коллег-журналистов. И написала в соцсетях: городище, внесенное ЮНЕСКО в 2014 году в Список всемирного наследия, оказалось под угрозой разрушения. На это мгновенно отреагировали и Институт археологии, и Бюро ЮНЕСКО в Алматы. Тогда стройку удалось остановить. Потом мы регулярно туда приезжали, инициатором всегда был Марьяшев, он в 70-е годы прошлого столетия там работал начинающим археологом. В этом году мы там были несколько раз, в июне все еще было спокойно. В марте мы столкнулись с комиссией ЮНЕСКО, и, по ее заверениям, городищу ничего не угрожало.
Почему Ольга вообще за эту тему зацепилась?
Когда она с друзьями еще в 2015 году ездила на городище Талхиз и они ходили по древним фундаментам, на лошади к ним прискакал чабан: “Я вас жду, мне надо вам кое-что показать”. И показал места, где в обход городища почистили бульдозером дорогу, и там были видны человеческие кости. Ольгу тогда потрясло человеческое отношение простого чабана, который сказал: “Это невозможное безобразие творится, я казах из рода жалаир и считаю это оскорблением рода человеческого. Вы, археологи, что-то можете сделать?”
- Мы не могли собрать кости, у нас не было инструментов, для того чтобы копать, - признается Гумирова. - И я думаю, это должно происходить с молитвой и погребением в другую могилу. Мы начали разбираться с этой проблемой. Нам не удалось за полтора месяца ничего сделать. Человеческие останки оставались под колесами машин. И когда в следующий раз чабан увидел нас, он демонстративно прошел мимо. Мы его окликнули, он в сердцах сказал: “Я наде­ял­ся на вас…” Меня это задело, конечно, я много думала: почему кого-то история страны волнует, у кого-то болит сердце и совесть перед памятью предков, а у кого-то она напрочь отсутствует?
Ольга рада, что в борьбе за сохранение Талхиза была рядом с людьми с активной жизненной позицией. Миссия ЮНЕСКО в Казахстане, археологи во главе с Карлом Молдахметовичем БАЙПАКОВЫМ, движение “Зеленое спасение”... Они все время писали жалобы, письма во всевозможные инстанции...
Ольга размышляет:
- Нас не так уж и мало, раз нас услышали на самом верху. Но и не так уж и много, как хотелось бы в идеале.
Когда мы в последний раз были, до приезда Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА, то увидели разгром на дороге, пробитой через средневековое кладбище, и все еще не убранные человеческие кости.
Прокуратура и Министерство культуры рапортовали, что стройка остановлена, а мы реально видим: КамАзы, экскаваторы...
Нас услышали. Это радует. Я думаю, в правительстве Тасмагамбетов - один из немногих, кто знает историю Казахстана, и он представляет, какую ценность имеет Талхиз. Если бы не его личное вмешательство, то постройка дороги через городище имела бы ужасные последствия. Они и сейчас есть.
Вопрос, который меня удивляет, имею ли я или другие общественные защитники какое-нибудь вознаграждение за участие в акциях по защите Талхиза, гор и так далее.
Да, лично к Талхизу я испытываю любовь и эмоциональную привязанность с детства. К городу, в котором живу, также испытываю нежнейшие чувства.
Все. Если кто-то хотел услышать о деньгах, которые нам платят, мне нечего сказать. Разве только, что приходится иногда отговаривать горячие головы от радикальных мер, например лечь под бульдозеры.
Учимся бороться за свои права и интересы цивильно.
И, как видите, иногда все-таки нас слышат...

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть