7112

Юрий АРАВИН, музыковед: Человеком становятся с годами

Легкий, подтянутый, слегка ироничный, с неуловимой хитрецой в глазах и неизменной улыбкой на лице. Здороваемся. Он целует мне руку и открывает передо мной дверь. Все играючи. Без пафоса и позы. Садимся.
- Знаете, что бы я сказала, если бы меня спросили, кто такой Аравин? Импозантный мужчина. Вымирающий вид.
Смеется. А я спрашиваю:
- А вы сами про себя что бы сказали?
Задумывается ненадолго, и кажется, что эти мысли отражаются на его живом и подвижном лице. Немного нараспев, по-прежнему улыбаясь, выдает:
- Слава богу, еще мужчина. Не в узком, а в широком смысле слова. Я вообще считаю, что мужчина во всем должен быть творческой личностью, какой бы профессией он ни занимался. И работать. Отдых я не понимаю - он заключается в смене декораций.
Юрий Петрович Аравин здесь и везде. Сам про себя так говорит. Музыковед, ведущий программ, посвященных казахской музыке, на телевидении и радио, преподаватель, автор собственных мастер-классов и нового направления в аэробике - аэротики. Чего только не было за его 75 лет! Его часто не понимали, укоряли даже: мол, где музыка, а где аэротика (в 90-е, когда такие занятия были модными, и слово-то звучало совсем не по-нашему).
- А можно быть везде?
- Можно, где можно - вот такая много­гранная фигура речи, в которой весь он. - Но сейчас - возраст. Больше не занимаюсь дельтапланиризмом, сократил физические нагрузки. Уже десять лет не веду аэробику: на подиуме дедушка скачет - это же абсурд. Работа? Дай бог, чтобы была. Где-то, уже в профессиональном плане, меня пододвигают. Возраст. Это понятно, конечно, но вызывает сожаление. Все-таки мне удалось при всем своем непостоянстве, при том, что я часто менял увлечения, остаться преданным своей профессии. Я всегда занимался только тем, что мне доставляло удовольствие. Взять ту же аэробику. Это ведь тоже сцена, подиум. Ах! Ты стоишь, а на тебя смотрят сотни людей.
- Удивительно, что вы не стали актером.
- Я хотел им быть. И очень расстраивался, потому что инерция музыкального образования сбила меня с пути к актерскому мастерству. А потом понял: нет, я стал актером. Ведущий на сцене - это тоже актер.
- А в жизни вы тоже играете?
- Мы все играем. Это необходимо. Знаете, есть очень интересный момент: что лучше - быть или казаться?
В голове проносится: быть, конечно. Казаться - это же фальшь и притворство. А Аравин вдруг произносит:
- Я давно понял: нужно казаться. И в этом заложен позитивный смысл. Стремиться быть лучше: быть здоровым, оптимистичным, веселым, доброжелательным.
- Это трудно - всегда казаться?
- В этом и заключается культура человека. Нужно уметь справляться со своими эмоциями, со своим, бывает, негативным отношением к окружающим, со своим состоянием и положением. Не ругать и хаять, а казаться, тем самым действительно становясь лучше, умнее, позитивнее. Нужно делать себя таким, каким ты хочешь быть. Человеком становятся с годами. Сначала ты щенок, потом недоросль...
И он снова смеется.
“Дайте мне аудиторию - я переверну ее сознание”, - пусть кому-то покажется, что нескромно, но Аравин говорит сам о себе. Этим (он действительно прекрасный рассказчик) очень гордится. Умение держать публику, владеть ею нарабатывалось годами. Но по натуре он всегда был ведущим везде: в горах, на сцене, в спортзале, в студенческой аудитории.
- А в семье? - спрашиваю, чем сильно его веселю.
- Здесь все решается коллегиально, ведь семейные вопросы многослойны. Ну я не люблю кухню. Как я могу быть ведущим в этих вопросах - отступаю. Жена занимается хозяйством, детьми, а сейчас и внуками, я зарабатываю деньги. Семья - это то пространство, где я с удовольствием уступаю роль ведущего.
Ближе к концу августа он, профессиональный инструктор по горному туризму, который сотни раз выступал во главе группы, снова уйдет в горы дней на шесть. Один. Без сопровождающих. Возраст, как бы то ни было, все равно дает о себе знать.
- Жизни как-то надо сопротивляться, - улыбается Юрий Петрович.
Вон он и уйдет, чтобы немного побыть с ней наедине, попытаться договориться и снова самоутвердиться. Это один из способов сопротивляться...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть