8949

Работа для Золушки

Такое слушать интересно. Чисто женская тема. Акма БАСИРОВА вспоминает, что как только начинались схватки, она собирала документы, садилась за руль, приезжала в роддом, оставляла машину на стоянке, отдавала охраннику деньги за присмотр и шла рожать. Через пару дней выходила из дверей медучреждения с новорожденным. Счастливая!
- Все, - говорила она маленькому комочку, - поехали домой.
Так было с четвертым ребенком и с пятым. А с первыми тремя все было, как полагается: цветы, чмоки-чмоки близких, фото и видео­съемка на память.
Церемониальная часть, конечно, хорошее дело, но можно обойтись и без этого. Возможно, спорная точка зрения.
И когда Акма с мужем решили пожить раздельно, чтобы выяснить, как говорят в таких случаях, насколько они нужны друг другу, женщина жалела мужа.
- Ему, - говорит, - было тяжелее: он был без детей.
Искренне говорит. Без обид на прошлое, они с мужем потом сошлись, не сразу, конечно, через год или даже больше.
Да, это ее теория, скорее даже аксиома: ей было легче, потому что она осталась с пятью детьми. Без собственного жилья и без работы.
Спорить бесполезно.

***

Акма запретила себе плакать на глазах у детей. Когда уж становилось невмоготу, ехала к автовокзалу “Сайран”, ставила машину в укромном месте, включала музыку на всю мощь, сама же давала волю слезам и кричала в салоне авто, как раненый зверь.
Боль обступала со всех сторон, боль даже имела свою биографию, появившись в тот момент, когда в 1997 году отец Акмы уехал в командировку с дорогим товаром и не вернулся. Он до сих пор не вернулся, надежда на то, что отец жив, сменяется отчаянием, которое диктует здравый смысл: был бы жив, давно бы был дома. Тогда же, когда отец не вернулся, все конфисковали, семья осталась на улице. Мама была врачом. У нас за поступки близких отвечают, Акма это точно знает: мама осталась без работы.
Она помогала дочери как могла. Дочь помогала маме как могла. Но рак оказался сильнее… Мама умерла восемь лет назад. И это была такая трагедия и депресняк, говорит Акма, что ей временами казалось, будто маме холодно, и она рвалась на кладбище, чтобы укрыть могильный холмик теплым одеялом…

Три года назад старшие сын и дочь Акмы в один день потеряли форму. Оставили ее в транспорте, на котором возвращались из школы.
Две недели в школу не ходили. Не в чем было. Школа забила тревогу, вызвали Акму на ковер, учителя правильные речи говорили, воспитывали.
Она покивала головой. Все поняла, будет как надо. Кто бы еще подсказал, как она это сделает… Денег, которые Акма за день зарабатывала, таксуя на своей машине, не хватало даже на то, чтобы рассчитаться с продавцом магазина, который исправно записывал ее долги за хлеб и макароны в свою разбухшую тетрадь. Еще надо было платить за аренду жилья…
В школе услышала, что многодетные семьи получают пособие по 200 долларов, в тенговом эквиваленте, естественно. Удивилась сильно, она-то получала на все про все 6400. Тенге, естественно.
Уложила детей спать, села за компьютер и стала искать информацию о пособиях. И тут увидела объявление-обращение к многодетным мамам: “Кому нужна консультация, обращайтесь по телефону…”
Еле дождалась утра. Обратилась. Не было для нее пособия-эквивалента, равного 200 долларам, ей объяснили.
Попросила тогда: может ли мне кто-нибудь отдать бэушную школьную форму. Детям не в чем ходить, извините…
Форму для деток ей привез через день парень по имени Ринат, и долг в магазине за хлеб отдал (10 тысяч), и плату за аренду жилья (20 тысяч), и продуктов привез на 25 тысяч.
- Вы кто? - спросила женщина Рината и не удивилась, если бы он сказал: “Волшебник”.
Он ответил:
- Волонтер.
Через неделю она опять позвонила Ринату. Нет, не денег на еду детям просить. И не одежду, Акма попросила найти ей работу, хоть какую. Услышала: убирать квартиры пойдете?
- Пойду!
Кто бы сказал раньше - не поверила. Девчонка из обеспеченной семьи, два курса учебы в институте, начальником на стройке мечтала стать…

***

Работала на совесть. Дочь Жансая, 14 лет, помогала. Старший сын, Жансерик, 16 лет, за младшими присматривал.
Выдраят до блеска чью-то квартиру, любуются: красиво-то как стало. Едут домой, еще больше радуются: можно еды набрать, какой хочешь, и на одежду стало хватать, и на оплату жилья.
- Многие задают вопрос: не жалко ли детей, они ж мне помогают в работе, - рассказывает Акма. - Я рада, что дочь согласилась со мной уборкой заниматься. Мы живем в Алатауском районе, там депрессивный район: все с утра до вечера работают, зарабатывают маленькие деньги, и у всех тяжелое положение, и они как бы привыкли к этому. А такого не должно быть. Нужна мотивация. А мои дети видят богатые дома, богатые квартиры. Мама, говорят, оказывается, можно так жить!
Скоро стало заказов на уборку побольше, и Акма решила, что может поделиться работой с теми, кто нуждается в этом. Стала приглашать желающих. Через соцсети. Ведь Ринат через соцсети нашел ей работу.
Стала волонтером. Где машина нужна - подвезет-увезет. Где деньгами от себя - тысячу тенге или пятьсот… Могла позволить себе. И других призывала…

***

А дальше случилась сказка.
Как-то ей позвонил человек, сказал, что читал ее посты в соцсетях, следил, как развиваются ее дела, а сейчас хотел бы помочь нуждающимся, но он уезжает и хотел бы оставить ей деньги, чтобы она от его имени раздала помощь.
Акма согласилась.
Развезла продукты, чеки собрала, отчиталась. А человек спрашивает:
- Не хотели бы вы клининговую компанию открыть?
- Хотела бы, но у меня нет денег, - ответила Акма.
- Зачем вам свой бизнес?
- Хочу сама работать и дать людям работу.
Человек даже подошел, чтобы обнять Акму. Правильный был ответ.
Дал три месяца на то, чтобы с Акмой поработали психолог, бизнес-тренер и… диетолог. Оплатил их услуги. При успешном освоении уроков тренеров обе­щано было миллион тенге беспроцентной ссуды. Бонусом шло шикарное платье из Дубая при условии, что женщина похудеет за месяц на пять килограммов.
Платье Акма не получила, а бизнес открыть удалось! Накануне Нового года.
Сейчас Басирова возглавляет клининговую компанию, в которой много многодетных мам и женщин, оказавшихся без работы.
По-прежнему волонтерит.

***

И еще один случай расскажем. Для настроения. Из семейной жизни. Жансерик, сын Акмы, уехал на соревнования по тайскому боксу. Маме не разрешил болеть в зале.
- Почему? - допытывалась мама.
- Если меня кто победит, ты ж выскочишь на ринг и побьешь моего соперника, - серьезно ответил сын.
Нет, Акма бы не стала так себя вести. Сдержалась бы. Но по сути сын был прав. Сын, который стал на тех соревнованиях чемпионом Казахстана в своей возрастной группе.

***

Акма говорит, что часто пытается сказать спасибо Бахыту Ниязову, тому самому человеку, который помог ей организовать бизнес. А он неизменно отвечает: не стоит, в первую очередь вы сами себе помогли тем, что хотели работать.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть