Не бойтесь своих желаний
Ляззат КАЛТАЕВА, депутат маслихата города Алматы, председатель общественного объединения “Ассоциация женщин-инвалидов “Шырак” и просто счастливая женщина, решившая в 50 лет стать мамой
- Я всегда поднимала и поднимаю вопрос о праве на материнство и отцовство, всегда говорю, что стереотип, который существует в обществе, не дает возможности представить, что у людей с инвалидностью могут быть дети, они могут быть хорошими родителями и что детям в их семьях будет хорошо.
Мне говорили:
- Ну зачем? Ты справляешься со своей жизнью - это уже хорошо, зачем усложнять все?
Но есть такое понятие: право выбора. Человек должен выбрать сам. Ни врач, ни родственники…
Это было невероятно трудное решение. Не из-за инвалидности, а из-за возраста. Я перелопатила весь Интернет, читала комментарии под постами тех, кто в 50 решил стать мамой: “Старая дура!” Искала ответы у своих друзей, которые были великовозрастными родителями. Мне повезло, что мои друзья адекватные, они отвечали: мы как-то сами решались на такой шаг.
Спрашивала у всех, это очень плохая привычка человека с инвалидностью: он обращается ко всем, потому что хочет получить одобрение. “Мы одобряем тебя, ты молодец…” Люди с инвалидностью, мне кажется, очень долго взрослеют...
Я подумала: сколько лет я должна ждать разрешения? Поняла - это открытие для меня было как награда: буду советоваться, но никто, даже самые любящие меня люди, не может заставить меня принять иное решение, оно должно быть только моим. Сейчас нашей дочери Аише годик.
Когда мы выписывались из роддома, мой папа заплакал:
- Неужели кто-то будет называть мою дочь мамой?
Папа, который научил меня быть стойкой, принимать решения и быть ответственной за все, чем занимаюсь.
Одна из самых больших наград моей жизни - мой папа, я сегодня ночью проснулась от слез, мне он опять приснился. Помню, зашла к нему в реанимацию, он весь в проводах, побыла немного и говорю:
- Папа, мне нужно идти, внизу Аиша ждет.
Наверное, это были самые волшебные слова для моего отца. Меня ждет мой ребенок.
Это счастье - быть мамой.
Мы спорим до хрипоты с мужем, как ее одевать, я ее кутаю, он считает, что это вредно. Мужу становится плохо, когда я нечаянно детскую ложечку ставлю вместе со всеми остальными столовыми приборами.
Я не сомневалась, что муж будет хорошим отцом.
Это тоже награда свыше, что 22 года назад мне повстречался такой человек.
Мы познакомились на соревнованиях. Тогда я занималась фигурной ездой на коляске, и он был одним из организаторов соревнования, куда я приехала. В тот день я тренировалась: ездила спиной, елочкой, делала упражнения на точность. Вижу, стоит какой-то парень и смотрит на меня. Довольно долго смотрит. Разозлилась:
- Вам интересно? Что вы здесь такого интересного увидели?
Отвечает спокойно:
- Просто вас здесь жду. Я ваш сопровождающий.
На следующий день поняла, что это мой человек. Как? Я его с утра ждала! С тех пор не расстаемся.
Он меня поддерживает во всем. Так получилось, что в год рождения дочери я стала депутатом городского маслихата.
Меня эти выборы многому научили. Раньше слово “избранный” у меня ассоциировалось со словом “элита”, а сейчас подобрала более удачный синоним - ответственный. Я пошла на выборы не только для того, чтобы защищать права людей с инвалидностью, представлять их интересы. Но мне на встречах пару раз задали этот вопрос: вы будет защищать права только людей с инвалидностью?
Я шла на выборы как представитель движения людей с инвалидностью. Сейчас чувствую себя человеком, которому горожане доверили решать проблемы Алматы.
Вошла в комиссию по труду, занятости, миграции, транспорту. Социального рода вопросы. Сейчас решаю проблемы конкретных людей: бабушка ждет, когда разберусь с ее документами, другая женщина ждет, когда мы разберемся с ее балконом, кто-то ждет, когда спилим сухое дерево, когда решатся вопросы с детскими площадками, переходами, остановками…
Не могу позволить себе промолчать на комиссиях. Заслушиваем, к примеру, комиссию по ЧС, интересуюсь эвакуацией слабослышащих и маломобильных людей. Там, где удобно человеку с инвалидностью, там удобно всем. В этом плане я работаю на интересы всех горожан.
Вы знаете, наш акимат оборудован хорошим пандусом, есть лифты, но для колясочников нет доступа к сцене. Надо предполагать, что когда-нибудь сюда придет сотрудник акимата или депутат с нарушением зрения, и ему будет очень сложно ориентироваться в пространстве. Коридор акимата устелен мягкими дорожками. Колеса коляски в них вязнут, передвигаться трудно. Это не гостиница, чтобы охранять покой постояльцев, это офисное помещение.
Недавно у нас были выезды в автомобильные парки, мы проехали на общественном транспорте. Я хотела, чтобы мои коллеги видели, каково это на коляске ехать в автобусе, попасть на остановку… Многие водители автобусов не знали, что у них есть откидывающиеся пандусы для колясочников! А ведь у нас где-то порядка 700 автобусов оборудованы ими.
Депутатство в маслихате - общественная неоплачиваемая работа. Поэтому продолжаю работу в “Шыраке”.
Сейчас мы начали большой международный проект, который предусматривает разукрупнение крупных домов-интернатов для престарелых и инвалидов в небольшие дома с малой вместимостью. Там предусмотрены независимое проживание с сопровождением и мастерские для трудоустройства людей с нарушением интеллекта. Мы запустим этот проект в Алматы.
Хорошо осознаю, что иногда являюсь ролевой моделью для многих, показывая, что не бывает безвыходных ситуаций и для нас нет запрета на работу, любовь, занятия политикой и бизнесом.
Всем своим девчонкам в “Шыраке” в полный голос кричу: устраивайте свою личную жизнь, пока вы молодые, пока у вас есть силы, здоровье… А работу и карьеру - все это можно совмещать с личной устроенной жизнью. Жизнь в семье - это благо.
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Романа Егорова, Алматы