Раньше спрашивали: что я буду делать?Сейчас:сколько буду получать??
Михаил Отрадных, Герой Социалистического Труда
В трудовой книжке Михаила Александровича 71 благодарность. Он гордится этим фактом почти так же, как званием Героя Социалистического Труда, которое ему было присвоено в 1981 году.
Награду вручал Динмухамед Кунаев.
Если бы тогда в моде было селфиться, как сейчас, то наш герой мог бы хвастать фотографиями, на которых он запечатлен не только с награждавшими его лидерами нашей страны. Там были бы и Хрущев с Брежневым, Чубайс, Лукашенко, Ермек Серкебаев и другие известные личности.
Михаилу Александровичу 81 год. В прошлом году он сам (!) за день навел красоту в квартире, положив на пол ламинат.
Работал до 76 лет, последние годы - заместителем директора, но называет себя исключительно электромонтером-линейщиком, который тянул провода. С 1957 года - бригадир электромонтажной бригады по строительству линий электропередачи и подстанций.
- Не думал я, конечно, никогда о наградах, - говорит Михаил Александрович. - Кто ж думает об этом? Раньше на работу устраивались, спрашивали первым делом: что я буду делать? Это сейчас интересует только: сколько я буду получать? Я рабочий человек, у меня ни дяди в правительстве, ни тети... Считаю: начальник ты или рабочий - знай свое дело и отвечай за него, и все.
Бригад у нас в тресте было десять, моя все время занимала первое место. У меня в бригаде тоже были орденоносцы, и грамоты, и почет, и премии у них были, всех отмечали. Мы сплоченные были, семьями дружили.
Когда получил Героя, квартира у меня уже была. Раньше как? Пять лет проработал - и ставили на очередь. Потом еще четыре года проработал, и, кто заслужил, давали квартиру.
Мне потом дали другую квартиру, четырехкомнатную - Герою Соцтруда полагалось 15 квадратных метров дополнительно. Дали разрешение на постройку гаража у дома. Больше я ничего не просил, да и это не просил, всем полагалось - и мне дали, учли, правда, звание.
Вы уж, наверное, не помните, был такой призыв: увеличивать поголовье овец. Мы тянули линии электропередачи по всей степи, на отгонные участки, к чабанским домикам в горах. В месяц, бывало, по 35 км линий электропередачи строили.
Работали вахтовым методом в Алматинской области: 21-22 дня в поле, два-три дня дома, и снова в поле...
Помню, в Чундже мы провели свет во все дома, и одна старушка дряхленькая заплясала, приговаривая: “Я хоть перед смертью увижу лампочку Ильича”. И чего-то роется за пазухой, вытащила деньги: “Ребята, выпейте, я хоть увидела... А то все разговоры…” Это было, кажется, в 1957 году…
На Центральном стадионе прожекторы устанавливала наша бригада. Семь павильонов Академии наук. Как-то на Медеу несколько дней и ночей тянули кабель, большие насосы подключали, чтобы воду перекачивать, иначе бы она побежала через плотину - была такая угроза. Когда в Алма-Арасанском ущелье сель был, трубы забило грязью, и город мог остаться без воды, мы по этой грязевой смеси таскали провода, чтобы запустить турбины… Не мы одни, конечно, спасли тогда город, но наш вклад был.
Что мне дает звание Героя Социалистического Труда? Как-никак - почет. А что вы еще хотите от меня услышать? В России Герои Соцтруда получают пенсию, равную тысячи долларам, у нас - в четыре раза меньше. В России и Белоруссии к Героям Соцтруда такое же внимание и почет, как к Героям Советского Союза. Год назад был в Москве, на метро ездил бесплатно, только удостоверение показал. В Киеве был - бесплатный проезд, в Алматы - плати. На коммунальные услуги в России 50 процентов скидка, у нас никаких льгот нет. У нас участников войны только к Дню Победы вспоминают, чего уж говорить о Героях Соцтруда? Я же еще участник трудового фронта… Наверное, из-за этого и есть такая привычка - рвение к работе. Я в деревне жил, нас было у матери пятеро, отца забрали, мы - мал мала меньше, мне был шестой годик. Детство такое было - не приведи господь.
Фронт кто вытягивал? Женщины и дети. Яйца сдай - 100-150 штук, молоко - триста литров, масло да еще работай на ферме, ни выходных, ни проходных… Дети с шести лет впрягались в работу, с них спрос был, как со взрослых... Сейчас они уходят потихоньку в бедности. Считаю, что их обидели и матерей наших обидели. Моя супруга - врач с сорокалетним стажем, а получает 44 тысячи тенге. Это несправедливо...
- Какой у меня характер? - переспрашивает Герой. - Лучше у жены спросите.
- Терпелив, - говорит Майя Кирилловна.
- Ну а как же без выдержки? - подтверждает он.
- Удивительная порядочность. Редкая просто, - продолжает женщина.
- Это у меня второй брак, первая жена умерла. У меня от первого брака два сына, у нее - сын. Трое сыновей на двоих. Как познакомились? Пусть жена лучше расскажет.
Рассказывает Майя Кирилловна:
- Его родственники у меня лечились и однажды говорят: у нас такое несчастье - у свата жена умерла. Через девять месяцев опять зашел разговор, ну я в шутливой форме и говорю: не приголубить ли вашего родственника? У меня первый муж умер за семь лет до этого. И меня пригласили на день рождения его сына. Наверное, глянулась я ему. Он очень быстрый в принятии решений. Долго не раздумывал. Но достался мне он уже Героем Соцтруда.
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы