Если некуда идти...
Спасительницы. Но в доме мамы их работа звучит вполне по-земному. Слева направо: медсестра Гульнар Сагингалиева, координаторы Майра Турсумбаева и Аминат Джаппуева.
Был такой случай.
К Аминат ДЖАППУЕВОЙ подошла молодая мама и сказала: тут недалеко живет отец моего ребенка.
- Он знает о сыне? - спросила Аминат Сейпуллаховна.
- Я когда ему сказала о своей беременности, он исчез, - ответила женщина.
- Ты хочешь, чтобы я сказала ему о рождении ребенка?
- Да, хочу.
Выехали в пригород, нашли дом. Маме с ребенком Аминат Сейпуллаховна сказала, чтобы сидела в машине, а сама зашла в дом. Поздоровалась, пожелала всем присутствующим здоровья, те в ответ пожелали ей тоже всего хорошего. Церемоний, означающих, что человек с добром пришел в дом, никто не отменял. Пригласили пройти. Аминат Сейпуллаховна сердечно поблагодарила, спрашивает: “Такой-то мужчина здесь проживает?” - “Здесь”, - отвечают. Интересуются: а вы кто?
- Я, - отвечает, - координатор дома мамы, есть у нас в стране такие дома, куда попадают отчаявшиеся беременные женщины, которым больше некуда деться. Вот у вас родился внук, хорошая это новость, а вы, к сожалению, об этом не знаете...
Так или примерно так сказала деликатная координатор, попросила всех, кто был в доме, подумать о том, что она сказала, попрощалась и пошла на улицу к машине.
В доме оставалась старенькая женщина, прабабушка малыша, которая опиралась на костыли. Так она бросила костыли и, держась за стенку, чтобы быстрее было, побежала к машине. Открыла дверь, схватила мальчика и стала целовать его, приговаривая на казахском языке, что некоторые люди так отчаиваются иметь детей, что пытаются из глины вылепить ребенка, а тут готовое чадо. “Кто это отказывается от своей кровинушки?” - причитала прабабушка.
Девушку стала целовать. Тут к прабабушке присоединилась бабушка малыша. Устроили целый потоп из женских слез. И заявили: “Все! Мы оставляем малыша с его мамой у себя, забираем их из дома мамы”. Женщины у нас гораздо решительнее мужчин, знаете ли...
Аминат Сейпуллаховна ответила:
- Стоп! Я пришла к вам в дом, чтобы просто сообщить новость. Отца ребенка нет дома, и как он отреагирует, мы не знаем.
Тут выступил вперед брат отца ребенка:
- Если он откажется от ребенка, я стану ему отцом!
- Что-то вы не то говорите, - сказала им координатор, предложила еще раз подумать и уехала с малышом и его мамой в дом мамы. Не успели доехать, как раздался звонок:
- Мы отправляем к вам по казахским традициям сватов!
Хороший конец у не очень счастливо складывавшейся истории любви, когда парень, узнав о беременности подруги, принимает не совсем рыцарское решение. И только прабабушка, отбросив костыли, спасает репутацию рода (ой, не слишком ли высокопарным получилось описание вполне правдивой истории?!).
Между прочим, неплохая семейная пара получилась, хорошо сейчас живут.
***
За два с небольшим года существования в Алматы домов мамы, а их пять в южной столице, вышедших замуж мамочек с малышами - 45.
Сломан стереотип никому не нужной женщины с грудным ребенком на руках.
Любимая присказка в доме, которую проговаривают особенно для новичков: “Фильм “Москва слезам не верит” видела? Это про нас”.
К сожалению, статистики, связанной со свадьбами, здесь не ведут. Большей частью отцами новорожденных становятся те, кто и должен был ими стать: биологические папы. Есть случаи, когда новый избранник мамы своей родне врет - но как красиво врет! - что ребенок его.
Всего более чем за два года через общественный фонд “Дом мамы” прошли 1200 женщин со всего Казахстана (таких домов в стране - 26). Здесь не важна прописка, здесь не важно, какой ты национальности и какое у тебя образование. Сюда принимают, если беременной женщине негде и не на что жить. И находится здесь мама с малышом, пока ему не исполнится 18 месяцев. За это время она тут получает профессию бухгалтера, портного, швеи, парикмахера, мастера по педикюру и т.д. За это время осваивает приготовление всяких кулинарных шедевров и постигает азы национальной кухни. И все это время с нею работает психолог.
Да, пока далеко не ушли от темы замужества.
Нередко сюда звонят мужчины, желающие создать семью. Координаторы относятся к этому серьезно, устраивают проверку, ведут собеседование, если нужно...
***
Разговариваем с одной из мамочек. Представилась Мадиной.
Рядом пока еще неуверенными шагами топает крошка. Молодая женщина приехала из Атырау, училась в одном из алматинских вузов, три года встречалась с парнем, верила, что женится.
После рождения дочери решила через суд установить отцовство.
- Из-за алиментов?
- Из-за этого тоже, - говорит, - но в основном, чтобы ребенок носил фамилию отца.
Дело не в том, что фамилия у дамочки неблагозвучная, в их краях, рассказывает, над ребенком, рожденным без отца, зло шутят и к матери его относятся как к позору семьи.
Сама же она мечтает стать бизнесменом.
Дом, в котором живут мамы с детьми, роскошный. Аренду здания оплачивает меценат, который включился в проект в знак признательности своей маме, выпускнице детского дома.
Девушки отсюда уходят в обыкновенную жизнь без особой роскоши, но с желанием жить в достатке.
Как сюда попадают?
Нашу собеседницу просветила подруга. Мадина пришла к воротам с небольшой котомкой, нажала на кнопку и, завидев вышедшую ей навстречу координатора, заплакала: мне некуда больше идти...
Кого-то сюда направила Акбота АБЫЛКАСИМОВА, майор полиции, инспектор отдела по защите женщин от насилия Наурызбайского района Алматы, которая сегодня заглянула вместе с Нурбаем ПРИМБЕТОВЫМ, участковым инспектором. Полицейский сказал, что дом мамы, в который мы приехали, находится на его участке и хлопот не доставляет.
Координаторы могут даже в магазине, завидев полицейского, особенно если это женщина, остановиться для разговора: если у вас на участке, к примеру, говорят, что есть молодая беременная женщина, от которой отвернулись все близкие, передайте ей: есть дом мамы, где ей не дадут пропасть.
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Вдруг пригодится
Телефон “горячей линии” дома мамы - 8 800 080 77 71