2033

Крошки от хлеба

Раньше всех посылали на... табак.
Провинился на работе - прямая дорога на плантации. Так было у Сакена БОТАМБЕКОВА. Там и провинность была какой-то несущественной. Такая, что через 40 лет не вспомнишь.
Но бывали случаи, когда некоторые девушки за компанию с подругами просились на сельхозработы. Тамара попросила начальство:
- Можно, я поеду?
Надо же, наверное, удивилось руководство, которое всегда с трудом по осени комплектовало отряды по спасению урожая, и удовлетворило просьбу.

Мы ж сами не ведаем, как вытаптываем себе дорогу к счастью. Да, иногда это нарушение трудовой дисциплины и добровольная поездка в колхоз.
Встретились они в коридоре общежития, куда поселили приехавших на сбор табака. Она несла воду в комнату, он ее остановил:
- Дайте мне воды напиться.
Она вынесла литровую банку, набрала воды.
Выпил до дна и снова попросил. Она сполоснула банку, а он снова пить попросил. И так раз пять.
Сакен часто повторяет, что поставит памятник в селе Каратурук, где встретил свою Тамару, с которой в тогдашней столице было ему сложнее встретиться, ведь они работали в разных организациях. Если бы Сакен после знакомства каждый год устанавливал памятник, то их в селе неподалеку от Чилика было бы 40 штук.
А тогда - подружили месяц, за это время он позвал ее замуж. Она решила, что это шутка, он не стал ее разубеждать, приехали в Алма-Ату (да, именно так назывался тогда наш город) и стали дружить дальше.
Через год Сакен попросил Тамару прийти к ним домой и раскатать тесто на бешбармак. Он жил с отцом, мама жила отдельно. Тамара пошла, она и до этого то пельмешек налепит им, то еще что-то вкусненькое приготовит. Заходит в дом, а там народ собрался. Сватать тебя, красавица, говорят, поедем.
Тамара растерялась: “Как? Об этом и речи не было. Я замуж не собираюсь”. Отец Сакена сказал сыну строго: “Ты чего голову морочишь? Идите сначала сами разберитесь”. Вышли они из комнаты. Сакен говорит Тамаре: “Я же тебя еще в колхозе замуж звал...” Помолчали немного, и мужчина сказал, что золотых гор он не обещает, но помогать будет всегда.
Поехали. Каравай круглый в руках у сватов, в портфеле - бутылка
коньяка. Тамарины бабушка с мамой опешили, но гостей приняли. Стол накрыли, и, когда по всем традициям невеста должна была разрезать привезенный сватами хлеб, что означало бы ее согласие, Тамара ушла на улицу.
Все сидят за столом, молчат. Мама вышла за дочерью. Всплакнула. Успела попричитать, что, мол, за казаха выходишь... Тут вышел папа и сказал свое веское слово:
- Пусть дочь сама выбирает.
...Тамара разрезала хлеб на две равные половинки, чтобы в семье было равноправие, и не накрошила при этом. Потому что народная примета: чем меньше крошек, тем меньше ссор в доме.
Сдержал слово Сакен: помогает во всем своей супруге.
Сбылась народная примета: живут без ссор.
У них девять детей, 13 внуков.
А чего ссориться?
Вот такая картина бывает у них. Приходит Сакен домой с сыновьями. Возил их на тренировку, взяли с собою имевшиеся в доме две тысячи тенге (это было во времена, когда на предприятиях зарплату месяцами не выдавали).
- Мам, ты не будешь ругаться? -
спрашивает ее с порога один из сыновей.
- Что случилось-то?
- Мы деньги отдали на лечение воинов-афганцев.
Мама сказала “молодцы”, а сама в уме стала лихорадочно подсчитывать, на сколько хватит запасов продуктов.
- Вы знаете, - почти ликует Тамара, - через неделю зарплату старшей дочери выдали!
Многодетная мама находит, что есть связь между поступком ее мужчин и выдачей зарплаты.
В семье Ботамбековых мужской поступок - явление нормальное. Сын Игорь, когда на его девушку грабитель навел пистолет, не растерялся: заслонил девушку, и пуля попала в него. Парень тогда пришел домой и никому ничего не сказал. Правду услышали, когда к дому вскоре подъехал отец девушки, поблагодарил маму за сына, а потом сказал, что им надо ехать на перевязку в больницу.
- Зачем? - опешила мама.
- В него же стреляли.
Через два года у сына и спасенной девушки была свадьба. Конечно, на свадьбе многие вспоминали историю с пулей.
Семеро из девяти детей Ботамбековых имеют свои семьи. Самый младший учится в 10-м классе.
Тамара говорит, что она счастлива.
И со стороны может показаться, что счастье не требует никаких затрат. А на самом деле.
...Когда Сакен пришел домой и сказал, что отца надо забрать к себе, она ответила: конечно, это же твой отец. Врачи говорили, что свекор проживет не больше двух месяцев, а она ухаживала за ним, парализованным, пять лет.
Когда свекра не стало, у Тамары случился гипертонический криз, так тяжело она пережила потерю. Она рассказывает, что увидела тогда свекра и стала звать домой: почему вы не заходите, спрашивала. “Нет, - отвечал он, - у тебя дети, тебе рано”. Очнулась в машине “скорой помощи”. Не сразу поняла, что это было видение. Но в том, что нам в этой жизни помогают наши предки, не сомневается.
Сейчас она ухаживает за больной свекровью. Четвертый год. Наша беседа бесконечно прерывалась:
- Тамара! - доносится голос из соседней комнаты.
- Иду, - вскакивает Тамара.
Бежит на голос Тамара и по ночам.
Я думаю, что многие на месте Тамары нашли бы, на что поплакаться. А она говорит о счастье быть нужной, помогать близким.
И считает за счастье, что в аварии, в которой от машины мало что осталось, ее дети выжили. Тамара видит связь между своими поступками и ответной реакцией Всевышнего, который оберегает ее деток.
Об аварии, кстати, дети в те дни не сказали ей ни слова. Она звонила:
- Почему не приезжаете?
- Приболели, - отвечали, и только спустя время признались.
- Я ж все равно все чувствую, - говорит Тамара.
А дети все равно ее оберегают.
Выдам секрет.
У Тамары в праздничной коробочке рядом с наградами “Кумыс алка” и “Алтын алка” хранится золотое обручальное кольцо и золотая цепочка. Дети думают, что золотых украшений у мамы больше.
- Почему не носишь? - спрашивают.
- Да что-то пальцы распухли, - отвечает им мама.
Не хочет она огорчать своих деток. Украшения свои Тамара сначала заложила в ломбард, потом как-то не смогла выкупить.
- Зато я купила детям два костюма для занятий карате! -
радуется.
Вопросы про шубы, поездки за границу оставляют ее равнодушной. За границей не была. Шубы не было, да и не надо, дочери несколько раз пытались купить, но она все отказывалась.
- На днях у нас с мужем родится еще внук, - светится Тамара, - в апреле - еще два!
И вспоминает, как сын, обычно молчаливый, вдруг стал во весь голос дома песни петь.
- Сыночек, - обняла его мама, - ты влюбился?
- А как ты догадалась? - удивился сын.
Ну маме ли не знать, когда ее дети счастливы...

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из семейного архива Ботамбековых, Алматы

Поделиться
Класснуть