Лётная порода
Наталья ЛИНЧЕНКО: У нашей профессии нет пола
В том, что Наталья стала пилотом гражданской авиации, для нее нет ничего удивительного. Спроси ее почему, и она, не задумываясь, ответит: “Гены”.
Еще в советские времена ее мама летала на спортивных самолетах, даже была инструктором - учила своего будущего мужа и отца нашей героини летать. Он, кстати, до сих пор работает пилотом на небольших Ан-24. Так что было бы странно, если бы кто-то из детей не пошел по стопам родителей.
- Наверное, этого ждали от брата, но он стал юристом, - говорит Наталья. - Я тоже сначала получила другое образование, работала, но чувствовала, что это не мое. Когда я заявила, что хочу стать стюардессой - с этого началась моя карьера в небе, родители меня не поддержали. Помню, как отец сказал: “Я хочу, чтобы моя дочь прежде всего стала женщиной”. Тогда я их послушала. Вышла замуж, родила сына, но потом все-таки пошла на курсы стюардесс. И знаете, мне очень понравилось летать, я будто нашла себя в этом.
Через несколько лет, когда Наталья стала старшей стюардессой, она поняла, что дальше расти некуда. Следующей ступенью могла стать только карьера пилота. Заманчиво? Да. Но трудно и ответственно. А как же трехлетний сын? Разлука? Тоска по дому? Она долго думала, но все же решилась. Прошла все отборочные этапы (она была единственным претендентом в юбке), два года училась за границей. И наконец стала пилотом. Теперь она управляет пассажирскими лайнерами и летает по всему миру.
- Коллеги-мужчины не относятся к вам предвзято?
- Я второй пилот, командир экипажа всегда мужчина. Не знаю, может быть, кто-то из них и не хотел бы летать с женщиной, но сказать об этом руководству он, конечно, не сможет - не положено.
Она не единственная дама за штурвалом. Сейчас в авиакомпании, в которой работает Наталья, летают пять женщин: в Алматы их три, правда, обе коллеги нашей героини в декрете. Как только узнают, что женщина-пилот беременна, ее тут же списывают на землю - летать в интересном положении запрещено. Что ни говори, а эта профессия до сих пор воспринимается как сугубо мужская, и проявляется это во всем, вплоть до мелочей. Форма: брюки, пиджак и фуражка - никаких юбок. Требования едины для всех, и спрос с женщины такой же, как и с мужчины. Правда, в инструкциях, которые регламентируют внешний вид пилотов, есть отдельные пункты, посвященные дамам, но их не так много, и касаются они в основном одежды. Так что если правила строго регламентируют прическу, длину и цвет ногтей стюардесс, то у женщин-пилотов они, по идее, могут быть любыми.
- Я никогда не комплексовала, прошла обучение на равных с парнями и поэтому имею полное право занимать кресло пилота, - вот так уверенно Наталья и идет по жизни. - Уже привыкла оставлять все эмоции за дверью кабины самолета. Здесь нужно быть предельно сдержанной и не позволять себе лишнего, списывая все на тонкости женской натуры или критические дни. Поэтому достается моим родственникам, на земле я даю волю чувствам.
- И женское никогда не прорывается?
- Иногда. Меня, например, до сих пор удивляет, как такая громадина поднимается в небо, а я, такая хрупкая, могу ею управлять. Технически я все понимаю, но... А еще я не могу передать словами, какие эмоции испытываю, когда лечу. На земле с этим ничего не сравнится - это магия. Вот самолет набирает скорость и отрывается от земли - невероятное чувство. Ощущение свободы, чего-то необычного. Раньше мне нравилось гонять на машине, сейчас - нет, ощущения не те.
Перед рейсом второй пилот Линченко собирает волосы в тугой хвост и надевает идеально выглаженную форму. Все должно быть предельно строго и безупречно - так, чтобы вызывать доверие и спокойствие у тех, кто на тебя смотрит - твоих пассажиров, которые совсем скоро будут сидеть в салоне самолета. Когда Наталья проходит через залы аэропорта, слышит за спиной: “Смотри, женщина-летчик”.
- Ответственность - вот что самое главное в нашей профессии, - говорит Наталья. - Конечно, я помню о том, что за моей спиной сидят люди, но эта мысль никогда надо мной не довлеет. Хотя сначала я много об этом думала, но папа сказал, что так нельзя, иначе ничего не получится. Когда я только училась и у нас были тренировочные полеты, однажды во время снижения в голове мелькнула мысль: “В салоне столько пассажиров”. И я помню, что это мне мешало. Тогда я поняла, что отец был прав. Теперь я просто сажусь за штурвал и четко делаю свою работу.
Наталья не знает, будет ли у нее рейс в этот Новый год. Если нужно будет лететь - не откажется. Обычно в праздничный рейс пилоты надевают шапочки, как у Деда Мороза, стюардессы разносят шампанское пассажирам. В небе все особенное, даже этот праздник, который можно отмечать несколько раз, двигаясь от одного часового пояса к другому...
Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы