6734

Елена БИЛОКОНЬ: Упасть и не сломаться

Елена БИЛОКОНЬ, председатель Казахстанской сети женщин, живущих с ВИЧ.

Елена БИЛОКОНЬ накануне одного из главных событий в жизни женщины, мечтающей о семейном счастье.
Скоро у нее будет свадьба.
У нее трое детей от первого брака, и у любимого мужчины сложились с ними прекрасные отношения.
У нее замечательная мама, которая всегда рядом.
Наконец, Елена Билоконь востребована: ей нравится защищать права людей и помогать им в непростых жизненных ситуациях.
У нее это получается. Легко ли это ей дается? Нет.
Но она упорная. Вытащила себя с самого дна. Потом стала помогать другим.
Сначала это было ее добровольное решение, причем на средства, которые зарабатывала сама.
Потом она возглавила в Темиртау кризисный центр по оказанию помощи женщинам, испытывающим насилие, затем она стала одной из активисток центрально­азиатской женской сети “Амаль”. Сейчас она входит в специальную комиссию при Минздраве республики. Занимается проблемам людей, живущих с ВИЧ.
Карьерный рост идет как бы сам, как показатель ее деятельности, которая свидетельствует, насколько она необходима нашему обществу.
Елена говорит, что бывает так: только упав на самое дно, человек может подняться.
Уточняю:
- Иногда бывает только так?
- Всегда, - отвечает, - только у каждого свое дно.
В нашей беседе довольно часто наступают небольшие паузы. Она не тот человек, который скороговоркой выплескивает на собеседника свою правду. Но говорит откровенно. Временами беспощадно. Так мне кажется.
На вопрос, как и к каким специалистам нужно обращаться людям, у которых близкие стали наркоманами, она отвечает: ни к каким. Бесполезно. Пока человек сам не примет решение. Сам, повторяет.
- Но вы же…
- Упала на самое дно, - отвечает. - Мама боролась, но пока я сама не приняла решение, все было напрасно.
Елена очень хотела помочь брату избавиться от наркотической зависимости. У нее успешно развивался бизнес, было несколько торговых точек в Темиртау, были деньги, чтобы отправлять брата на лечение в различные реабилитационные центры. Ездил, срывался, снова ездил, чтобы снова сорваться…
Тогда у Елены не было законченного высшего образования по специальности “психолог”, как сейчас. Сейчас бы она, наверное, смогла обоснованно подвести базу под то, что произошло.
Спасая брата, девушка решила сама попробовать. Ей казалось: какая такая зависимость, если у тебя есть сила воли, если ты не слабак? Врут все. В компании подруги попросила дозу. Помнит шприц. Помнит, как ей сделали инъекцию.
- Одного раза достаточно, чтобы стать зависимым, - говорит.
Чтобы развалился бизнес, чтобы стала совершать кражи из собственного дома, чтобы изворотливо врать всем, прося взаймы.
Даже когда брат умер от передозировки, она не остановилась. Когда узнала, что у троих друзей обнаружен ВИЧ, пошла сдавать кровь на анализ. Результат был положительным.
Говорит: наверное, она шла к своему дну, откуда стала подниматься.
Вот она вся такая: на парадоксах.
Говорит, что никто не может помочь. Как приговор звучит. И тут же стоит рядом, успешная, красивая - живым примером того, что и это можно пройти и остаться человеком.
На многих это действует гораздо эффективнее, чем многочисленные скучнейшие лекции о СПИДе и наркомании.
Елена рассказывает, что в реабилитационном центре познакомилась с отцом своих детей, выучилась новой профессии парикмахера. И все свободное время стала посвящать тем, кто не знал, как жить дальше, когда у тебя ВИЧ-положительный результат.
- Мы предлагаем правительству ряд гендерно ориентированных программ, в которых будут защищены права женщин нашей категории. К примеру, сейчас в частные приюты для пострадавших от бытового насилия не берут ВИЧ-инфицированных. Поэтому мы будем добиваться открытия государственных кризисных центров, - рассказывает Елена.
Она узнала о своем диагнозе в 1996 году, ей было 26 лет. Она была в числе первых ВИЧ-положительных, выявленных в Темиртау. Елена не знала, как жить дальше. Теперь она говорит всем: жить с этим можно качественно и долго! Она собирается в кругу семьи отметить 75-летний юбилей. А может, и 100-летний. Она родила абсолютно здоровых детей.
И сейчас, когда встречаются факты дискриминации, когда ВИЧ-положительных рожениц не хотят принимать в роддома (были такие случаи), она их консультирует по телефону: требуйте от врачей письменного отказа от госпитализации. Елена может и сама приехать в больницу. И врачи принимают. По закону все казахстанцы равны в правах, соответственно, медицинская помощь должна быть оказана всем нуждающимся.
А ведь после такого диагноза очень многие женщины страдают: от неприятия ВИЧ-статуса их близкими, от домашнего насилия. Бывает, что из дома выгоняют, лишают семьи и имущества. Даже до суицидов доходит.
На 1 января 2015 года в Казахстане было зарегистрировано 22 474 случая ВИЧ-инфекции. Ежегодно выявляется около 2000 ВИЧ-инфицированных.
В определенной степени то, чем занимается Елена Билоконь, - это героизм. Открыто рассказывать о себе, чтобы поняли всех.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть