Наталья Яковчук, инструктор ЛФК: Хоккеисты знают, как больно иногда бывает
Соперницы ее побаивались, а болельщики ласково называли Наташа-бомба. На протяжении многих лет она была лучшим форвардом женской сборной Казахстана по хоккею с шайбой. Ей пророчили тренерское будущее, но она стала инструктором-реабилитологом и помогает людям восстановиться после травм.
- На льду мне всегда доставалось от соперниц, - смеется Наташа. - Травм у меня было много, и я, как никто другой, знаю, как тяжело потом восстанавливаться. Именно поэтому я разработала свою программу реабилитации, которую постоянно совершенствую.
Впервые на коньки Наташа встала в четыре года. Ее мама мечтала, что дочь станет фигуристкой.
- Я занималась фигурным катанием, а после тренировок мы с партнером гоняли шайбу, - вспоминает она. - Мне тогда было лет семь. Правда, когда ехали с тренировки в автобусе, я говорила ему: “Возьми мою клюшку, а то девочка с клюшкой не смотрится”. Тогда и в мыслях не было, что когда-нибудь буду заниматься хоккеем профессионально. Кстати, первую клюшку мне выточил дедушка. Он сделал ее такой крепкой, что когда мама несколько раз пыталась ее сломать, у нее ничего не получилось.
Наталья окончила академию спорта в Омске, где увлеклась ринкболом (хоккей с мячом). На чемпионате по ринкболу в Москве познакомилась с казахстанской командой, и это стало началом нового пути.
- После академии у меня был выбор: продолжить учебу или карьеру игрока. Я выбрала спорт, но мне хотелось играть в хоккей с шайбой. В это время в Казахстане как раз формировали женскую команду, и я отправилась в Алматы. Тренер меня видел на играх в Москве, поэтому взял. Хотя не все сразу складывалось удачно и даже был момент, когда я думала, что меня обратно отправят. В хоккее с мячом нет такого количества защиты, там вообще правилами запрещена силовая борьба. Здесь же экипировка весила тогда 15 килограммов, плюс сама шайба тяжелее мячика. Помню, на первом сборе в Темиртау, когда я надела форму и вышла на лед, у меня в глазах из-за решетки рябить начало. Едва устояла на коньках! В общем, первое время тяжко мне было. Но желание играть все перебороло. И очень скоро у меня стало получаться. Самым значимым для меня стал турнир в Усть-Каменогорске в 1998 году. С него началось восхождение нашей команды в мировую элиту. Тогда нам пришлось играть с девушками из Северной Кореи. Ажиотаж был сумасшедший. Полный стадион зрителей. Мы мало что знали о соперницах, так как они были закрытой командой. Когда вышли на лед, то в первом периоде кореянки повели в счете. И с трибун стали раздаваться крики: “Дуры, коровы! Играйте!” И мы собрались и сумели выиграть со счетом 4:3. Я тогда забила все шайбы. Игра была тяжелая. Мы потом еще встречались с кореянками, и каждый раз победа доставалась очень тяжело.
В то время казахстанская женская команда стремительно ворвалась в мировую элиту хоккея с шайбой. Девчонки трижды становились чемпионами Азиатских игр и даже участвовали в 2002 году в Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити.
- Шансов получить путевку на Олимпиаду у нас было мало, потому что за нее боролись такие сильные команды, как Германия, Швейцария, Япония, Чехия. Я помню встречу с Германией. Мы выиграли - 2:1. Это был сложный матч. На последних минутах нас осталось четверо и пришлось играть против шестерых. Силы были на исходе, и мы, как могли, тянули время. Эти две минуты показались вечностью. Когда раздалась финальная сирена, я даже не могу передать, какие испытали эмоции. Это было настоящее счастье - мы выиграли путевку на Олимпиаду! Правда, там мы заняли восьмое место из восьми, но это было достойное поражение.
Глядя на обаятельную и миниатюрную Наташу, сложно поверить, что она была грозой на льду. На чемпионате мира в Латвии она стала лучшим бомбардиром, а на Азиатских играх в Японии в игре с командой Южной Кореи за 23 минуты забросила 11 шайб. В прессе это назвали рекордом, и можно было даже подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса, но Наташа посчитала это нескромным.
Сейчас она воспитывает сына и занимается реабилитацией людей после травм, а по выходным иногда играет в хоккей с парнями.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы