Елена Евстратенко, дирижёр военного оркестра: Не оставляйте стараний, маэстро!
Елена - единственная во всем Казахстане женщина, управляющая военным духовым оркестром. Причем оркестр Национальной гвардии в/ч 5571 считается лучшим. Именно он встречает делегации зарубежных гостей, наших олимпийских чемпионов и играет на парадах ветеранов.
- Когда я училась в консерватории, у меня была мечта: играть в оркестре оперного театра, - рассказывает Елена. - Мой инструмент - гобой. Для меня он по сей день остается самым сложным из духовых. Сейчас, конечно, им мало кого удивишь, но в то время это был самый редкий инструмент, и найти его было невозможно!
Представляете, что я испытала, когда дирижер нашего оперного театра Валерий РУТТЕР пригласил меня! Помню первое выступление до сих пор: закончился спектакль “Чио-Чио-сан”, а я сижу в оркестровой яме и реву от счастья!
- В 90-х годах прошлого столетия мой педагог Нуралиев, видя, как мне тяжело одной с ребенком, сказал: иди-ка в армию на годик.
В оперном было хорошо, но разница в зарплате между музыкантами театра и военнослужащими была на тот момент существенной, а мне нужно было выживать с маленьким ребенком. Жилья у нас не было. Так сложилось, что муж мне не помогал. Сама виновата, но только в том, что ушла от него - к сожалению, слишком поздно поняла, что это не мой человек. Ни в коем случае не жалею, это было правильное решение. Потому что иначе я ему испортила бы жизнь.
В военный оркестр я пришла музыкантом. Мне было 30 лет.
Нет, мужской коллектив меня не испугал. Я не хотела соревноваться с ними, они меня всегда любили, к счастью. Но когда стала дирижером, первый состав пришлось распустить. Люди уже в возрасте были, горячительные напитки любили, и мои сумасшедшие идеи им были не нужны. Мы расстались, с некоторыми из них я иногда встречаюсь по работе, вижу обиду в их глазах... Но думаю, что много лет назад все-таки правильно поступила. Если жалеть всех, входить в положение, то побед, которые имеет мой коллектив, не было бы.
На днях на одном из телеканалов страны мы с оркестром записывали живой концерт, посвященный 70-летию Победы. Не буду скромничать: ни один оркестр за все время существования МВД и Национальной гвардии не может сказать, что он на телевидении записал часовой сольный концерт. Это наша победа.
И еще: наш оркестр в этом году получил приглашение на международный фестиваль в Германию. Тоже впервые за все время существования МВД и Национальной гвардии.
Наша работа была оценена.
Наш коллектив завершал гала-концерт в день образования Национальной гвардии - 11 января.
- Настолько успешно, что тебе дали после него внеочередное воинское звание?
- Да, я теперь майор.
- Два года назад ты поразила всех, жонглируя тамбурином. Зачем так рисковать, ведь если бы он упал, то провал был бы неизбежен...
- Ну зачем так мрачно? Он же не упал!
В 2012 году мы взяли Гран-при, готовились к очередному смотру-конкурсу военных оркестров “Әскери Керней”, и я должна была удивить жюри и публику. Двумя тамбуринами жонглировала в шикарном темпе… Я их так крутила - одна рука крутит одно, другая - другое. В разном темпе, руки шли вразнобой. Да, я рисковала. Но я это сделала! Между прочим, после меня никто еще не пытался повторить трюк с тамбуринами.
Раньше думала: выйду на пенсию - пойду работать в детский дом. Не исключено, что я этим еще займусь когда-нибудь.
Сейчас, когда мне исполнилось 50 лет, я написала рапорт на пенсию, меня попросили пока остаться в оркестре, я с удовольствием остаюсь как художественный руководитель.
Как дирижера в этом году на 9 Мая вы меня еще увидите, на следующий год, я думаю, уже молодежь будет дирижировать… Об этом говорю немножко с грустью. Я люблю этот праздник, жду этот момент целый год, и вот с этим мне расставаться жалко.
- Еще мне нравится быть моделью. Меня приглашают демонстрировать верхнюю одежду. Это тоже творчество. Я не получаю за это деньги и делаю в свободное от службы время, это для души. В итоге это сказывается на моем гардеробе. Одних только демисезонных пальто у меня штук 12. Конечно, я не успеваю их носить.
- Работая военным дирижером, я встретила своего любимого человека. Шла подготовка к концерту, и Рауан как представитель акимата приехал за оркестром. Он подарил мне самые счастливые годы, заботу и любовь. К сожалению, он ушел из жизни. Пережить горе помогли работа и сын Антон.
Сыну 27 лет.
Я как-то заехала к нему на работу, слышу, его зовут по имени-отчеству: Антон Павлович, с уважением относятся. Он никогда не опаздывает на работу, три раза в неделю ходит в тренажерный зал, встает в полшестого стабильно. За 15 минут до начала рабочего дня он уже на месте.
Очень надежный сын. Я спокойна за него, он твердо стоит на ногах. Мне повезло - я счастливая мать.
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы