Родовые путы
Несколько недель молодая алматинка не может оформить документы на новорожденного ребенка. Женщина рожала дома, и ни один врач не берется подтвердить, что именно она является мамой малыша.
В воскресенье, 16 февраля этого года, в скорую помощь южной столицы позвонили родственники Асем КОКБАТЫРОВОЙ (имя изменено по этическим соображениям), сообщив о начавшихся у женщины родах. Бригада врачей была на месте уже через 12 минут, но все же опоздала - ребенок благополучно родился до приезда неотложки.
- Рождение ребенка врачи “скорой” отказались засвидетельствовать, поскольку роды они не принимали, - поясняет начальник управления здравоохранения Алматы Жанат КАСЫМЖАНОВА (на снимке). - Факт появления на свет младенца мог бы засвидетельствовать тот, кто был рядом с Асем во время родов, по ее словам, какой-то медицинский специалист. Но его в доме уже не было. Роженица заявила, что этот врач уже находится... за пределами Казахстана. Хранили твердое молчание и родственники женщины, в том числе и ее муж.
И это обстоятельство не единственная загадка для коллег Жанат Касымжановой. У Асем была возможность доказать, что это именно ее младенец - проехать с врачами неотложки в роддом, где ее осмотрели бы специалисты и установили, рожала ли Асем. Однако она отказалась. Женщину не убедили и доводы главного акушера-гинеколога города, срочно связавшегося с роженицей по телефону. Кроме того, Асем до сих пор отказывается назвать имя принимавшего роды медика.
Такое упрямство женщины привело к тому, что сегодня ни один госорган не может оформить малышу свидетельство о рождении. А Асем, столкнувшись с такой проблемой, не нашла другого выхода, как написать жалобу на врачей в прокуратуру Алматы. Но…
- Никто не может заставить врачей выезжавшей по вызову “скорой” подтвердить факт рождения ребенка, потому что это произошло не в их присутствии! - вновь подчеркивает глава горздрава. - По всей видимости, теперь только суд должен решить, на каких условиях можно оформить малышу свидетельство о рождении. А в ходе судебного процесса, скорее всего, потребуется генетическая экспертиза на предмет родства Асем и ребенка.
В нашей стране до недавнего времени рожать в домашних условиях не запрещалось, однако, согласно Кодексу о браке и семье, медик, принимавший такие роды, должен был быть акушером-гинекологом и обязан был иметь лицензию на принятие домашних родов. Сейчас роды на дому запрещены.
Кстати, Асем не единственная алматинка, родившая дома. Например, три года назад в южной столице было зафиксировано 128 домашних родов, в 2013-м - 83. И большинство любительниц “домашнего стационара” не такие принципиальные, как Асем, а потому почти никто из них не сталкивался с проблемой регистрации своих младенцев.
Врачей, конечно же, радует снижающаяся статистика родов на дому. Медики это связывают в первую очередь с ростом образованности населения. Ведь все без исключения домашние роженицы сильно рискуют здоровьем - как своим, так и ребенка, а порой и жизнью. Только в прошлом году в Алматы при домашних родах умерли три младенца... А для женщины роды вне клиники без надлежащего медицинского сопровождения чреваты прежде всего смертельно опасными кровотечениями, при которых может потребоваться донорская кровь. И где ее тогда взять? Всего предусмотреть невозможно.
- Согласно мировой статистике, на каждые 10 тысяч родов в домашних условиях материнская смертность составляет 12,6 случая, - рассказывает Жанат Касымжанова. - Тогда как среди тех, кто рожает в больничных условиях, летальность составляет 3,9 случая на 10 тысяч, то есть в четыре раза меньше. А у первородок осложнения при родах на дому возникают в 10 раз чаще, чем у ранее рожавших.
Так кто же помогает отчаянным, как Асем, роженицам? Возможно, врачи частных клиник, предполагает начальник управления здравоохранения Алматы и называет три основные причины домашних родов.
Во-первых, когда роды протекают быстротечно, а вызванная “скорая” просто не успевает прибыть до счастливого момента появления на свет нового человечка. Поэтому медики настоятельно советуют роженицам вызывать “скорую” при первых же схватках.
Во-вторых, некоторые попросту не доверяют врачам государственных роддомов и договариваются с эскулапами частных клиник.
В-третьих, кому-то ехать в роддом, оказывается, не позволяет религия, более того, приверженцы некоторых учений вообще стараются избегать больниц и контактов с медиками.
Но всегда ли оправдан такой риск?
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы
От редакции Мы будем следить за судьбой Асем и ее малыша и расскажем читателям, чем закончилась эта история.